Какие чеченцы являются потомками русских
В этногенезе состоящего из родоплеменных общин – тейпов чеченского этноса, как в формировании любой нации в разные исторические отрезки участвовали представители различных национальностей.
Заключая для разбавления крови смешанные браки, захватывая пленных и переманивая на свою сторону солдат, некоторые чеченские кланы обзавелись родством с русскими и казаками, которые быстро ассимилировались, переняв местные традиции и образ жизни.
Однако, несмотря на этот факт, народ продолжает такие тейпы условно называть русскими.
Тейп Гуной
В XV – XVI веках осевшие на правом берегу реки Терек гребенские казаки, на первых порах испытали на себе немалую агрессию со стороны старожилов чеченцев, спустя некоторое время сдружились с ними и даже стали заводить родственные связи.
Лояльнее всего к межэтническим бракам относились представители крупного тейпа Гуной, в который сначала на правах ассоциации, а затем как полноправные члены стали входить потомки этих смешанных союзов.
Всего через несколько поколений чеченцев и гребенских казаков трудно было отличить не только по внешнему облику, но и по культурно-бытовым особенностям.
Когда в XVII веке на Северный Кавказ проникло учение Магомеда, началась повальная исламизация общества, болезненно сказавшаяся на тейпе Гуной, казаки которого исповедовали православие и ели свинину.
Проявляя сопротивление, тейп Гуной последним объявил о своей приверженности к исламу, причём те чеченцы, которые не хотели менять свои традиции, назвавшись русскими, уходили жить в селения к терским казакам, а те гребенские казаки, кому пришлось по нраву новое вероучение, полноценными горцами.
Таким образом, в жилах представителей тейпа Гуной течёт казацко-чеченская кровь, которая вероятнее и повлияла на бытующие внутри этого клана относительно мягкие родовые законы, в том числе в отношении женщин.
Тейп Варандой
Исследователь чеченского этноса Умалат Лаудаев предполагает, что тейп Варандой имеет «пришлое происхождение». Согласно одной версии он был доукомплектован ассимилировавшимися в кавказских горах русскими, бежавшими к свободолюбивым чеченцам от гнёта крепостного права. Другие высказывают мнение, что «русским тейпом» Варандой стал именоваться после принятия в свои ряды беглых солдат из российской императорской армии, сражавшейся против горцев в Кавказской войне 1817-1864 годов.
Перейдя на вражескую сторону и приняв ислам, они отчаянно защищали чеченцев, превосходно обслуживая их артиллерию.
Тейп Арсалой
Учитывая фонетическую близость чеченского слова «оьрсийн», то есть русский, и название тейпа Арсалой, нетрудно догадаться, что в формирование этого рода приложили руку и представители славянского народа.
Несмотря на то, что клан Арсалой официально считается русским, он никогда не был моноэтническим, поскольку в его состав органично вплетались потомки вайнахов и осетин.
И стоит заметить, что в этом тейпе действовали и соблюдались точно такие же законы, как во всех чеченских родоплеменных общностях.
Село Дышне-Ведено
В книге-дневнике «Моя война», принадлежащей перу российского генерала Геннадия Трошева, имеются сведения, о том, что строителями чеченского села Дышне-Ведено были несколько сотен русских перебежчиков и дезертиров, добровольно ставших под знамёна имама Шамиля в 1840 году.
Выросшее на берегу реки Хулхулау новое селение стало родным домом не только для горцев, но и для новообращённых в ислам славян.
С особой яростью воевавшие против бывших собратьев по оружию русские чеченцы, по заверениям писателя Юрия Гаврюченкова, строили для Шамиля не только гражданские постройки, но оборонительные укрепления.
Басаев русский?
Самым знаменитым сыном села Дышне-Ведено является печально известный лидер чеченского бандитского подполья Шамиль Басаев, по иронии судьбы искреннее ненавидевший российское государство.
Всеми способами, доказывая свою безоговорочную преданность вайнахам, он словно стремился стереть из памяти окружающих всем известную истину, что основу его родового тейпа Белгатой, составляли беглые русские.
В этой связи весьма интересна этимология слова «белгатой», где «бел» обозначает «умереть», а «гатто» — «воскреснуть». А согласно бытующей в республике легенде, некогда этот старинный чеченский род серьезно пострадал от последствий эпидемии, и чтобы восстановить свои ряды использовал пришлых русских, таким образом, он умер, но возродился снова.