Как изменится русский язык через 50 лет
Язык меняется – и это нормально. Упрощения, которые происходят на наших глазах, — нормально. Да, сейчас мы говорим быстрее и короче, чем даже 30 лет назад, а фраза начала XX века: «Соблаговолите, милостивый государь», — превратилось в архаизм.
Но, если подумать, в старославянском языке девять веков назад одних только склонений существительных было шесть штук, да и те с вариантами. Число склонений сократилось – и никто по этому поводу панику не бьёт. И по забытым словам не бьёт. А «ползущие» ударения – так это вообще, в исторической перспективе, — мелочь. Которая была всегда.
Простота станет нормой
Вообще 50 лет для языка – это не срок. Сейчас, на наших глазах завершаются процессы, которые начались сто лет назад. Например, после 1917 года звучащая речь приблизилась к письменной. Именно тогда люди стали говорить «було[ЧН]ая» вместо старомосковского «було[ШН]ая». И даже словарь профессора Ушакова всё ещё рекомендовал произносить слово «взято[ЧН]ик», не иначе как «взято[ШН]ик». Вы так говорили? А когда-то это было литературной нормой. Кирилл Горбачевич утверждал, что в XVIII веке так даже писали. И изменилось это при нас, на наших глазах.
Что это значит? Что в ближайшие 50 лет в языке продолжатся те изменения, которые мы уже видим сегодня. Что-то, что сейчас кажется нам диковинным и непривычным, станет обычным, а что-то умрёт. Но выберет из всего многообразия только сам язык.
Например, в норму могут войти многие нынешние заимствования из английского. Если не исчезнут к тому времени, конечно, или не сменятся на китаизмы. Эта закономерность не нова – откуда везём предметы, оттуда заимствуем и слова.
Эксперты единодушно твердят, что «кофе» окончательно станет среднего рода, «парашют» обретёт «у» вместо «ю», а нынешние просторечные «Миш» и «Маш» официально закрепятся в качестве нового звательного падежа. (Да, это новый падеж, не всему же упрощаться).
Появится много новых слов, но они всегда появляются вместе с новыми предметами. Уменьшится количество запятых. Переводчик Лев Оборин считает, что исчезнут ё и ъ, но не факт. Опасение вызывает средний род – в русском языке он ещё есть, а в английском уже нет, но для пятидесяти лет это – слишком масштабное исчезновение.
Но самый интересные прогнозы даёт в своих лекциях лингвист Максим Кронгауз.
Устный, письменный или «устно-письменный»
По наблюдениям Кронгауза, в последние годы во всём мире появилась…новая разновидность языка, любого. В самом деле, никогда, пожалуй, человечество не писало столько, сколько в эпоху Интернета. В древности пергамент, да и бумага были дорогими, поэтому доверяли им только самое ценное. У нас же теперь даже «поболтать с друзьями» на деле оказывается «написать смс» или «повисеть в чате». Современный человек говорит очень много,…иногда не произнося вслух ни слова.
Всё это отражается в языке. У нас появился новый вид речи – устный по сути, но письменный по форме. А в нём – множество новых средств выражения – смайлы, зачёркнутые фразы (что я думал на самом дела), особый «олбанскей» жаргон, который позволяет передавать на письме эмоции.
Кто знает, может быть, через 50 лет мы будем гораздо шире общаться смайликами, то есть, по сути, изобретём и усовершенствуем ещё не один алфавит.
Читайте наши статьи на Дзен