Откуда русские скопцы брали деньги
Эта изуверская секта, как считается, в ХХ веке почти прекратила своё существование. Однако было время, когда она была велика и могущественна. Скопцы выделялись среди мещан (сектанты жили преимущественно в городах) своим богатством и грамотностью.
Откуда деньги?
Основателем секты скопцов был разочаровавшийся последователь хлыстов Кондратий Селиванов, называвший себя «императором Петром III». Среди скопцов ходила легенда, будто сам император Павел I приказал доставить его к себе и спрашивал: «Ты ли мой отец?» На что сектант убеждал царя оскопиться. Некоторые же пишут, что Петром III называли Андрея Блохина, который был учителем Селиванова и подлинным основателем секты.
Вероучение скопцов было по-своему логично. Если плотский грех для человека, по христианству, самый страшный, то гарантией против него является оскопление. Поскольку впереди так и так конец света, то зачем создавать семьи, плодить детей? Это тоже грех. Когда число «обелённых голубей», то есть скопцов, достигнет 144 тысяч, тогда и состоится Страшный суд. Правда, эти эсхатологические чаяния парадоксальным образом сочетались у скопцов с жёсткой деловой хваткой и сребролюбием.
Так как скопцы по понятным причинам не могли размножаться, то единственным способом поддерживать и увеличивать численность секты для них была вербовка новых сторонников. Тех привлекали в основном по сёлам, среди крепостных крестьян, особенно юношей. Аргументы были как религиозного свойства, так и практические. Например, скопцы в складчину выкупали крепостных и дворовых людей. В пользу агитирующих скопцов говорили их достаток и грамотность. Вступивший в секту получал практическую поддержку со стороны единоверцев на ведение собственного дела.
Среди скопцов взаимная помощь и выручка были развиты очень сильно. Когда кто-то из их единоверцев попадал под преследование властей, скопцы не жалели денег на подкуп чиновников и судей, чтобы добиться освобождения или смягчения приговора. Община материально помогала заключённому и сосланному единоверцу. Однако откуда у скопцов брались эти средства?
Ростовщичество для «вонючих»
Сами скопцы красноречиво указывали на отсутствие у них семьи и «дурных» страстей как на главный источник своего скопидомства. Кроме того, скопцы принимали обет воздерживаться от алкоголя, мяса и табака, от всяких увеселений и празднеств. Не имея детей, скопцы передавали свои капиталы по завещанию назначенным наследникам. Таким образом, скопческие общины с течением времени только богатели.
Основными занятиями скопцов были ремесло, торговля и ростовщичество. По мнению церковного историка конца XIX века протоиерея Арсения Рождественского, к этому их склоняло физическое увечье, так как организм скопца не мог справляться с крестьянским физическим трудом. Новооскоплённые члены общины переселялись в города с помощью своих единоверцев.
Особо большой концентрацией скопцов отличались города Саратов, Алатырь и Моршанск. Здесь скопцы заняли нишу мелких менял для торгово-ремесленного люда. Организованность помогала скопцам дружно извлекать барыши из местного населения. Рождественский описывал такую типичную для них финансовую махинацию. Сговорившись между собой, скопцы отказывались брать старую потёртую монету в уплату долгов и товаров. Сбив таким образом на неё цену, они скупали её по дешёвке, а потом снова пускали в оборот по номинальной цене.
Ведению бизнеса скопцов помогала централизованная организация их «кораблей». Сектанты из Петербурга оповещали своих единоверцев в провинции обо всех движениях на товарном и финансовом рынках, а также о мерах, которые против секты собирается предпринимать правительство. Благодаря своей информированности и координации скопцы заранее договаривались о каких-то солидарных действиях. К «вонючим», как они называли прочий люд, живущий «блудом», скопцы относились презрительно. Им, впрочем, платили такой же «любовью», но вот без занятия у них денег в рост обойтись не могли.
В шаге от власти
Всё-таки для такого рода деятельности нужен какой-то стартовый капитал. И он у скопцов был. «Пророк» Селиванов был хитёр и недаром начал пробивать дорогу в высшие сферы Петербурга. Он добился покровительства у самого светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического. Хотя при Павле I Селиванова отправили в дом для умалишённых, но Александр I велел освободить его оттуда. Самое начало XIX века стало «золотым веком» скопчества. Распространившийся тогда мистицизм побуждал многих из высших кругов общества обращаться к иезуитам, масонам, а то и к доморощенным изуверским сектам.
Скопцам удалось поразить своей проповедью некоторых богатых купцов – Ильиных, Кобелевых, Григорьевых – которые жертвовали секте миллионы. В 1805 году сам император Александр I посетил «голубей» и беседовал с Селивановым. Наивысшего расцвета скопцы достигли по окончании войн с Наполеоном. В 1816 году купец Солодовников построил в Петербурге роскошный дом для «радений», где находилась также операционная для «убелений» богатых адептов, оборудованная по последнему слову тогдашней хирургии.
Нуждаясь в покровительстве миллионщиков и других сильных мира сего, Селиванов позволил им, считаясь членами скопческого «корабля», не расставаться с семьями. Неженатым купцам разрешалось жениться, завести ребёнка (при условии его оскопления) и только после этого подвергнуться кастрации.
Кто богат, тот пытается сказать своё слово в политике. Адепт Селиванова некто Елянский составил проект, по которому Россия может спастись только через поголовную кастрацию, которой должен руководить сам царь (разумеется, первым подав пример). Царь должен править по внушению святого духа, при нём должен находиться Селиванов как главный духовный учитель, а себе Елянский отводил «скромную» роль главнокомандующего. Проект был подан правительству, и автор сослан, но никаких мер против секты принято не было.
Конец столь благостному житию был положен петербургским генерал-губернатором Михаилом Милорадовичем в 1820 году. Чашу его терпения переполнило известие о совращении в секту рядовых гвардейцев и матросов. Селиванова сослали в монастырь в Суздале, «храм для радений» закрыли, и секта перешла на нелегальное существование. Основным полем её деятельности стали провинция и низшие сословия. Но материальный задел, оставшийся от трёх десятилетий «золотого века» столичного скопчества, заложил основу последующего экономического преуспеяния секты.
А про убийство графа Милорадовича декабристом Каховским в народе поговаривали, что это была месть скопцов. Да и внезапная смерть Александра I породила, среди прочих, такие слухи, что скопцы якобы казнили его за отказ подвергнуться кастрации.