Александр Невский: главные заблуждения, в которые мы все верим
Святой благоверный князь Александр Невский – блистательная фигура в русской истории. Не случайно император Пётр Первый, основав город на Неве, распорядился перенести туда мощи князя, сражавшегося в этих местах и много сделавшего для укрепления российской государственности. Однако многие ключевые события того времени мы представляем не совсем так, как они происходили в действительности.
Миф 1: Князь Александр получил прозвище Невский при жизни
На самом деле русские летописи именуют великого князя просто Александром. Единственный встречающийся эпитет к его имени – «грозный». Даже женщины в Орде пугали детей словами «идет Александр, грозный князь». Прозвище Невский утвердилось за Александром Ярославичем с XV века.
Миф 2: Ледовое побоище сравнимо по значимости со Сталинградской битвой
Благодаря снятому в сталинское время фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» Ледовое побоище 1242 года воспринимается нами через призму Великой Отечественной войны. Рыцари Ливонского ордена в квадратных шлемах представляются средневековым аналогом нацистов, а их разгром, как думают многие, предотвратил порабощение Руси.
В действительности, и по масштабам, и по значению это сражение не слишком превосходит другие битвы того времени. Немцы потеряли всего 400 человек из 10 тысяч наступавших на Псков и Новгород.
Кром того, этот бой был не первым и не главным сражением русских с западными крестоносцами. Например, еще в 1234 году в битве на реке Омовже отец Александра Невского Ярослав Всеволодович разбил немецкий Орден меченосцев. Фактически на этом закончился первый крестовый поход на русских и финнов, объявленный папой Римским.
«Александр делал только то, что многочисленные защитники Новгорода и Пскова делали до него и что многие делали после него», — считал британский историк Джон Феннел.
Сохранение независимости русских городов от немецких захватчиков нельзя объяснить исключительно деятельностью одного человека. Скорее, сыграл роль тот факт, что крестоносцы так и не сумели полностью завоевать Прибалтику. Они не могли отставить в тылу поляков с литовцами и сконцентрировать силы против русских. Крупнейшим поражением Ордена стала Грюнвальдская битва 1410 года, когда было убито 8 тысяч немцев. После этого события балтийские крестоносцы окончательно перестали быть грозной силой для кого-либо, кроме собственных крепостных.
В то же время нет оснований сомневаться в полководческом таланте Александра Невского – он одержал победы во всех битвах, в которых участвовал.
Миф 3: Бороться с монголами без унии с Западом было невозможно
Также распространено мнение, что Александр Невский выбрал «восточный» вектор развития страны и предпочёл союз с Золотой Ордой, чтобы сохранить православие и самобытность. Особенно настаивали на этой точке зрения историки-евразийцы, а также Лев Гумилёв.
На самом деле союз с западными государствами не означал автоматически подчинения католикам и предательства веры. В качестве примера можно привести деятельность так называемого «короля Руси» Даниила Галицкого. Тот факт, что он в 1253 году получил корону из рук папы Римского, не заставил его отказаться от православия, так же, как и участие в западноевропейских военных союзах. Униатство на землях бывшего Галицко-Волынского княжества было внедрено значительно позднее, когда здесь уже господствовала Польша. Другой пример – судьба Полоцкого княжества, которое ради независимости от монголов объединилось с Литвой, но осталось православным.
Можно предположить, что если бы Александр Невский проводил более прозападную и антимонгольскую политику, подобную политике Даниила Галицкого, это могло бы сократить период ига. Однако, конечно, князь не мог в одночасье освободить Русь от татарской дани, даже если бы заручился союзом со всеми европейскими феодалами. Хотя бы потому, что в XIII веке в мире ещё не было силы, способной противостоять империи Чингисхана. Государства Запада, такие, как Польша и Венгрия, были разграблены Батыем в 1241-1242 годах, а весть о появлении монголо-татар на побережье Адриатики вызвала панику даже в Риме.