Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-12-30 21:56:44
Ярослав Бутаков

Как Татарстан хотел стать автономным

Идея создания тюрко-мусульманского государства в Поволжье и на Урале (Идель—Урал) начала реализовываться вскоре после Февральской революции 1917 года. Однако большевики, придя к власти, объявили её «буржуазной контрреволюцией».

Несмотря на лозунг самоопределения вплоть до образования отдельного государства, большевики на практике были готовы предоставить народам региона только автономию в составе РСФСР.

Ни о какой отдельной для них федерации не было и речи. Все государственные образования в Татарстане, Башкирии и других, провозглашённые без участия большевиков, не были признаны. Только в 1920 году большевики сами учредили Татарскую АССР. Лидер татарских коммунистов Султан-Галиев, выступавший за образование в составе СССР Тюркской федеративной республики, был репрессирован уже в 1923 году.

Многочисленный народ

Татары были одним из самых многочисленных народов СССР, занимая сначала пятое по численности место (после русских, украинцев, белорусов и узбеков), а в конце советского периода – шестое (пропустив вперёд казахов).

Среди народов РСФСР татары всегда были вторым по численности после русских, а среди российских автономных республик Татарстан уступал по численности населения только Башкирии. По численности же титульной нации Татарстан был первым среди российских автономий (1 млн. 765 тыс в 1989 году).

Татары составляли 48,5% населения республики. Но даже с таким показателем они превосходили по доле титульной нации такие союзные республики, как Казахстан (39,7%) или Киргизия до начала 1980-х гг. (47,9% в 1979 году).

Доля в экономике

Весьма существенной была и доля Татарской республики в экономике СССР, особенно когда после войны там стали разрабатываться нефтяные месторождения. За короткий срок Татарстан превратился в основную нефтяную «житницу» страны.

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Борьба за статус

Поэтому с началом Перестройки в Татарской АССР возникли и приобрели популярность организации,добивающиеся повышения государственного статуса республики (вплоть до создания независимого государства).

Татарстан придал сильный импульс «параду суверенитетов». Вдохновлённый словами Председателя Верховного Совета Ельцина, сказавшего во время своего посещения Казани 6 августа 1990 года: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», Верховный Совет Татарской АССР 30 августа того же года провозгласил формальный выход республики из состава РСФСР, изъяв из её названия слово «автономная». Также он принял свою «Декларацию о государственном суверенитете».

Декларация устанавливала верховенство конституции и законов «Татарской ССР—Республики Татарстан» (РТ) на территории республики, а конституцию и законы СССР и РСФСР признавала только в части, не противоречащей республиканскому законодательству.

Также она заявляла о намерении Татарстана наравне со всеми союзными республиками участвовать в разработке и подписании нового Союзного договора. Правда, депутаты Татарстана продолжали заседать на российском Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а общесоюзные органы власти пока не спешили признавать Татарскую ССР равной остальным пятнадцати союзным республикам.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело чёткий курс на повышение статуса республики и прямые договорённости с руководством СССР, минуя руководство России.

Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия.

Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Суверенное государство в СНГ

После Беловежских соглашений, 26 декабря 1991 года Република Татарстан провозгласила себя одним из суверенных государств—учредителей СНГ. Все 1992 и 1993 годы отношения между Москвой и Казанью находились в патовой ситуации.

Татарстан де-юре считал себя вышедшим из состава Российской Федерации. Последняя же не признавала этого положения. Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара. Были даже попытки ввести свою валюту.

Татарстан отказался подписать Федеративный договор 1992 года. Конституция республики, принятая 30 ноября 1992 года, провозглашала Татарстан суверенным государством, субъектом международного права.

Укрепление власти Ельцина в результате разгона Съезда народных депутатов побудило руководство Татарстана подписать в феврале 1994 года договор о разграничении полномочий между органами власти России и Татарстана. Договор предусматривал особые условия вхождения республики в Российскую Федерацию.

В 2006 году был подписан новый договор между Россией и Татарстаном такого же плана. Срок его действия истёк в 2017 году, после чего российское руководство не пожелало его продлять, потому что Татарстан входит в Российскую Федерацию на основаниях конституции России.

По мнению же части татарских общественных деятелей, наоборот, де-юре членство Татарстана в Российской Федерации якобы прекратилось, поскольку Татарстан не участвовал в принятии российской конституции 12 декабря 1993 года.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: