Зачем в средневековой живописи художники раздевали маленького Иисуса
Во все времена христиане почитали изображения своего Господа, независимо от того, в какой возрастной категории на нем он был запечатлен. Особенно знамениты несколько гравюр и картин 16-17 веков, где Иисус нарисован младенцем.
Одной из таких работ является гравюра Х. Б. Грина 1511 года, на которой можно увидеть маленького Иисуса с матерью Девой Марией. Рядом с ними расположились святые Анна и Иосиф. Однако не всем понятно, что делает св. Анна, которая наклонилась над младенцем и разглядывает его половые органы.
Мнение людей искусства
Изначально по поводу трактовки вышеописанного среди ученых-искусствоведов были разногласия. Подробно об этом рассказывается в книге С. Зотова, М. Майзульса и Д. Хармана «Страдающее средневековье».
Одни специалисты предполагали, что мы созерцаем обычную сцену, которая могла возникнуть в любых бытовых условиях. В данном случае любящая бабушка внимательно осматривает тело ребенка.
Другие считали, что имеет место какой-то магический обряд. Ведь Спаситель только прибыл в этот мир и сила веры еще полностью не обретена.
Однако все сходятся в одном. Средневековые люди в вопросах сексуальности были очень откровенны и обсуждали их более открыто, чем мы себе представляем. Если его воплощением стал мужчина, то возникал ряд вопросов. Почему Иисус мужчина, а не женщина? Может ли он испытывать влечение к противоположному полу? Является ли он девственником или может стать отцом?
Поэтому его изображали не каким-то бесполым существом, а в образе человеческом, мужского пола, так как задумал сам Создатель. Художники жили в своем времени и в своих произведениях отражали мнение окружающих и возникающие у людей вопросы. Поэтому можно часто увидеть изображения младенца Иисуса, на которых сознательно показываются его гениталии.
Пол младенца особенно важен для обычного обывателя. Ведь времена полного доминирования мужчины над женщиной еще не ушли в прошлое. Именно с мужским полом возникали ассоциации всего великого и даже непостижимого уму простого человека, обывателя. Это и подчеркивали великие художники того времени.