Особняк Лаврентия Берии: почему москвичи стараются обходить его стороной
В центре Москвы, на Малой Никитской улице, расположено обычное, на первый взгляд, административное здание, в котором находится посольство Туниса. И все же, увидев табличку с номером дома «28», многие коренные москвичи и осведомленные туристы стараются не подходить близко. Ведь это особняк Лаврентия Берии, и вряд ли кто-то не слышал о его многочисленных злодеяниях.
Дом на Малой Никитской
Известный столичный краевед Сергей Константинович Романюк написал цикл статей «Москва шаг за шагом». Они были опубликованы в журнале «Архитектура и строительство Москвы». Статья, посвященная улице Качалова (Малой Никитской), появилась в № 12 за 1988 год.
Дело в том, что эта старинная улочка, расположенная внутри Садового кольца параллельно Большой Никитской, с 1948 по 1993 годы носила имя известного русского актера Василия Ивановича Качалова, затем историческое название было возвращено на карту столицы.
Особняк, в котором жил Л.П. Берия, построен в 1884 году по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева. Заказчиком и первым жильцом этого дома был Степан Алексеевич Тарасов – городской голова (мэр – как принято говорить сейчас) Москвы.
Если внимательно вчитаться в историю особняка, то можно увидеть, что судьбы его владельцев складывались несчастливо. Как будто негативная аура витала над домом № 28 задолго до 1938 года, когда в нем поселился Л.П. Берия со своей семьей.
Судите сами, С.А. Тарасов вскоре после переезда тяжело заболел и был вынужден покинуть кресло градоначальника. Некоторое время он еще продолжал работать на менее ответственных должностях, пока не скончался в 1891 году.
Архитектор В.Н. Карнеев, карьера которого складывалась вполне удачно, оказался под следствием зимой 1888 года, когда обрушилось почти построенное здание – Доходный дом Московского купеческого общества на улице Кузнецкий мост. И хотя неудачный проект принадлежал другому архитектору – А.С. Каминскому, служивший участковым архитектором и курировавший стройку В.Н. Карнеев тоже не избежал проблем с законом, хотя его вина и не подтвердилась в ходе следствия.
После смерти С.А. Тарасова в особняке на Малой Никитской жила семья богатых промышленников. Дочь владельца ткацкой мануфактуры Ольга Александровна Миндовская вышла замуж за Александра Ивановича Бакакина, крупного московского домовладельца, сдававшего жилье в аренду. Будучи людьми предприимчивыми, супруги возвели рядом со своим домом двухэтажную пристройку, которую использовали как гостиницу.
Впрочем, и эти хозяева не прожили долго в особняке. А.И. Бакакин умер в 1913, через год не стало и его вдовы.
Если верить московским городским легендам, в доме на Малой Никитской в годы революционного террора располагалось местное ВЧК, а в подвале проводились массовые расстрелы классово чуждых элементов.
Л.П. Берия тоже, как известно, плохо закончил. Согласно официальной версии, он был расстрелян по решению суда 23 декабря 1953 года. Хотя в документальном фильме «Лаврентий Берия. Ликвидация» (Первый канал, серия «Тайны века», дата выхода – 4 июня 2014 года) журналист Сергей Константинович Медведев, привел слова Серго Лаврентьевича Берии, что его отца убили при аресте в собственном особняке 26 июня 1953 года. А состоявшийся следом суд якобы был просто фарсом.
Всесильный глава НКВД
Зловещая тень ближайшего соратника Иосифа Сталина до сих пор вызывает множество споров. Одни историки называют Л.П. Берию кровавым палачом эпохи массовых репрессий, другие акцентируют внимание на его успешной работе по развитию оборонной промышленности, а также курирование ракетно-космической отрасли. Этот неоднозначный человек стоял у истоков создания ядерного щита нашей страны.
В 1938 году Л.П. Берия возглавил НКВД СССР, сменив на этом посту другого сторонника массового террора Н.И. Ежова. Пользуясь доверием и поддержкой И.В. Сталина, выходец из Кутаисской губернии сосредоточил в своих руках огромную власть. Он руководил работой внешней разведки и органов госбезопасности, в его ведении находился практически весь аппарат насилия и подавления инакомыслия в СССР.
Кроме того, Л.П. Берия заведовал работой нефтяной и горнодобывающей промышленности. Как заместитель председателя Совнаркома (правительства СССР), этот исторический деятель решал многие административно-хозяйственные вопросы. Практически не было сферы деятельности, которая была бы свободна от вмешательства всесильного главы НКВД и его сотрудников. Даже списки спортсменов, включенных в команду нашей страны для участия в международных состязаниях, согласовывались с ним.
По инициативе Л.П. Берии и под его личным руководством в СССР происходили массовые депортации народов. Поволжские немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, турки-месхетинцы, курды, хемшины, калмыки, венгры, болгары, финны – в годы Великой Отечественной войны все они были заподозрены либо в пособничестве фашистам, либо в потенциальной возможности сотрудничества с иностранными антисоветскими элементами.
Л.П. Берия обладал практически безграничными возможностями. Он с легкостью распоряжался судьбами целых народов, что говорить об отдельных людях?
Что творилось в особняке
Официальная биография гласит, что у всесильного главы НКВД была одна жена – Нино Теймуразовна Гегечкори и сын Серго. Однако автор книги «Самые секретные родственники» (Москва, 2005 год издания) Николай Александрович Зенькович написал, что хозяин особняка на Малой Никитской несколько лет сожительствовал с некой Валентиной Дроздовой по прозвищу Ляля. Она родила дочь от этого человека.
Ряд историков утверждают, что на момент знакомства девушка еще ходила в школу. Как и многие хорошенькие москвички, Ляля была изнасилована Л.П. Берией, а затем вынуждена жить под одной крышей с его официальной супругой. Отношение Валентины Дроздовой к отцу своей дочери становится понятным из ее обвинительных показаний на суде. Она сказала, что была сильно запугана, ведь глава НКВД угрожал ей физической расправой.
Впрочем, это еще не самое страшное, что происходило в особняке. Полковник юстиции Андрей Викторович Сухомлинов в своей книге «Кто вы, Лаврентий Берия? Неизвестные страницы уголовного дела» (Москва, 2004 год издания) написал, что многочисленные факты сексуального насилия над женщинами были полностью доказаны в ходе судебного разбирательства.
Так, приговор содержал пункт: «Признать Берия виновным в совершении преступления, предусмотренного частью II Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1949 года «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование».
О количестве женщин, над которыми надругался Л.П. Берия, до сих пор ведутся споры. Например, известный историк Антон Владимирович Антонов-Овсеенко в книге «Берия» (Москва, 1999 год издания) указал, что жертвами «сановного развратника» стали более 200 женщин. Другие авторы называют еще более внушительную цифру – около 700 красавиц, по их данным, были запуганы и изнасилованы главой НКВД.
«Он превратил меня в сводника»
Рафаэль Семенович Саркисов, один из охранников Л.П. Берии, пожаловался на суде, что непосредственный начальник буквально заставил его заниматься сводничеством. Охрана должна была доставлять в особняк на Малой Никитской хорошеньких девушек и женщин. Часто «черный воронок» сотрудников НКВД просто притормаживал возле очередной красавицы, ее хватали и везли к высокопоставленному чиновнику.
В протоколе допроса содержатся такие показания Р.С. Саркисова: «По указанию Берия я вел специальный список женщин, с которыми он сожительствовал. Впоследствии, по его предложению, я этот список уничтожил. Однако один список я сохранил. В этом списке указаны фамилии, имена, адреса и номера телефонов 25–27 таких женщин. Этот список находится на моей квартире в кармане кителя».
А в 1944 году, видимо, исчерпав все девичьи ресурсы Москвы, начальник отправлял своих охранников на самолете в Краснодар, откуда они должны были доставить ему красавиц.
Согласно сведениям Р.С. Саркисова, множество девушек сделали аборты после связей с Л.П. Берией. Но помимо внебрачной дочери от Валентины Дроздовой, по словам охранника, у главы НКВД был еще один ребенок – от некой гражданки Максимишвили, жительницы Тбилиси. Причем, узнав о его рождении, отец приказал отобрать малыша у матери и сдать в один из московских детдомов, где след ребенка и затерялся.
Р.С. Саркисов и другие сотрудники Л.П. Берии на допросах упоминали имена многих жертв своего начальника. Но следственная бригада под руководством генерального прокурора СССР Романа Андреевича Руденко просто зафиксировала эти показания. Представители правоохранительных органов не стали досконально расследовать каждый случай изнасилования, им важнее было доказать политические и административные преступления обвиняемого. А факты насилия над женщинами стали лишь довеском к приговору, характеризующими степень морального разложения подсудимого, не более того.
Полковник юстиции А.В. Сухомлинов написал, что может понять своих коллег. Доказать факт изнасилования по истечении нескольких лет, месяцев и даже дней бывает крайне непросто. Да, и зачем было этим заниматься Р.А. Руденко с товарищами, если для расстрела вполне хватает и других доказательств.
Кстати, с женщинами, оказывавшими ожесточенное сопротивление или отвергающими ухаживания, Л.П. Берия жестоко расправлялся. Причем, часто вместе с ними страдали и родственники красавиц, которых запросто могли посадить по вымышленному обвинению. Этим Р.С. Саркисов на допросе объяснял, почему многочисленные жертвы молчали об изнасилованиях.
Мистика и городские легенды
Не удивительно, что особняк на Малой Никитской пользуется в народе дурной славой. Если верить городским легендам, в 90-е годы ХХ века, когда посольство Туниса проводило в здании ремонт, в одном из подвалов рабочие обнаружили орудия пыток. Поговаривают, что там мучили и убивали неугодных Л.П. Берии людей, в том числе и женщин, отвергших его сексуальные домогательства.
Сотрудники посольства якобы замечали, что в здании «орудует» нечистая сила. Есть неподтвержденные сведения, что кто-то невидимый бродит ночами по особняку. Люди говорят, что слышали шаги, покашливание и тяжелое дыхание призрака. Порой он мнет бумаги, портит документы или просто перепрятывает их в другое место.
По словам многих экстрасенсов, у особняка Л.П. Берии очень негативная энергетика, а стены там буквально пропитаны ужасом.
Среди москвичей ходит предание о машине-невидимке, звук двигателя и шорох шин которой нагоняет на случайных прохожих сильный страх. Они думают, что это призрак Л.П. Берии до сих пор ездит по столице, выискивая новых жертв.
Читайте наши статьи на Дзен