Иван Сучевич: чем прославился самый неординарный русский богатырь
По народной популярности Иван Сучкин сын не сравнится с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем, но подвигов он совершил не меньше, чем всем известные богатыри.
Об экстравагантном прозвище добылинного богатыря исследователи спорят до сих пор. По самой распространенной версии, прозвище Иван получил по факту своего волшебного рождения от собаки-сучки. Описывается это в многочисленных волшебных сказках. Собаке кинули с царского стола кости золотой щуки (в других вариантах – окуня). Мякоть рыбы съела царица, а кости обсосала кухарка. От угощения царица, кухарка и собака «понесли» и синхронно родили трех богатырей. Мотив такого сказочного рождения, по мнению литературоведов, восходит к мифу о Даждьбоге-Солнце. По легенде, великого царя Кира вскормила собака. В других версиях – жена пастуха по имени Спако («собака»).
Из трех братьев Иван Сучкин сын (другие прозвища – Сучич, Сученко) – самый младший, но как меньшой Иван-дурак, он оказывается самым ловким, смелым и удачливым. Он выбирает себе и братьям коня посвистом. Себе берет жеребца, упавшего на колени после третьего молодецкого посвиста. Дальше всех забрасывает 40-пудовую палицу (меч, стрелу), попадая в царство Змея. И конечно же, совершает многочисленные богатырские подвиги.
Бой на Калиновом мосту
Продемонстрировать удаль богатырскую Ивану Сучичу приходится для защиты земли русской от Змеев-многоголовых. Сказ о бое на Калиновом мосту имеет многочисленные интерпретации. По одной из них отправляется Иван с братьями на Калинов мост. Пока старшие в ночном дозоре спят, младшенький побеждает сначала трехглавого, а затем девятиглавого противника. И только добудившись в третью ночь старших братьев, он с их помощью лишает самого грозного и могучего Змея огненного пальца, которым Чудище возвращает отрубленные головы на место, а затем и отсекает все 12 его голов.
Сказание о бое на Калиновом мосту интересно еще и тем, что Иван Сучкин сын по ходу сюжета оборачивается котиком в надежде послушать разговор змеиных жен и узнать о планах Змея. Тема оборотничества очень характерна для славянского языческого фольклора, и в русской воинской традиции ей отводится важнейшее место. Вспомним хотя бы Вольгу-богатыря, который превращается в серого волка, или Всеслава Полоцкого из «Слова о полку Игореве», добегающего за ночь в волчьем обличии от Киева до Тмутаракани. Оборотней упоминает и Геродот, писавший о ежегодном обращении в волков невров – праславянского племени, жившего к северо-западу от Черного моря.
В случае же с Иваном Сучичем, он по рождению наделен волче-песьей силой жестокого, яростного и непобедимого воина. А после превращения в кошку он получает еще и колдовскую силу мудрого и сильного знахаря-воителя.
Белый Полянин и путешествие на Тот свет
В трехтомном сборнике русских сказок Афанасьева приведена сказка о том, как три брата отправляются на поиски лучшей жизни. По дороге в степи они встречают палатку Белого Полянина. Первых двух братьев Полянин «ударяет мизинцем по лбу» и отправляет «под кровать». Только зашедший третьим Иван загоняет хозяину «глаза под лоб», но не убивает, а милует.
Братья продолжают путь вместе с Полянином, и скоро поселяются в доме «в два этажа под золотой крышей». Но сладкую жизнь в роскоши нарушает некий дед, который день за днем поочередно «сдирает крюком кожу до плеч» с каждого из братьев, а затем и с Белого Полянина. Только Иван заковывает деда в «вербовой пень».
Когда дед из оков освобождается, Ивану приходится спуститься за ним на Тот свет. Там он побеждает очередного Змия и получает волшебное кольцо.
Пахота и полеты на Змеихе
В украинской сказке Иван Сучкин сын запрягает Змеиху в плуг и, подобно Никите Кожемяке, пашет на ней землю. Подчинить Змея удается только необычным 200-пудовым плугом, который Ивану помогает выковать Кузьма-Демьян.
В белорусской сказке «Иван Сучкин сын золотые пуговицы» главный герой при помощи безымянного кузнеца 50-пудовым молотом подковывает Змеиху. Кузнец предлагает Ивану зажечь лен, и пока тот горит, объехать на Змеихе белый свет. С третьей попытки богатырю объехать всю землю на матери всех Змеев удается, а не выдержавшаяся нагрузки Змеиха оказывается побежденной.
Интересно, что в некоторых сказках аналогом матерей или жен убитых Змеев, является Баба-Яга. Одолевает ее Иван Сучевич в несколько этапов. После длительного преследования и бросания в пасть «пяти пудов соли», стога сена или поленницы дров, герой заманивает врага на кузницу. Чтобы добраться до богатыря Яга «пролизывает дверь» и в это время помощник-кузнец хватает ее за язык. Одновременно Иван бьет молотом, впрягает Ягу в плуг (либо перековывает в кобылу). Яга-кобылица не выдерживает скачек (пахоты) и гибнет.