Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-08-13 18:31:59

Крестная память

14 августа, в день начала Успенского поста, мы отмечаем день изнесения честных древ Животворящего креста Господня. А мы вспоминаем русскую традицию воздвигать памятные кресты.

С появлением на севере новгородцев языческие культы были вытеснены христианским учением. И вместо языческих идолов на крутых берегах, посреди полей, по обочинам дорог, на морских побережьях появились кресты. Они стали атрибутом северного христианства, но очень личного и прочувствованного, ведь конкретный крест ставил конкретный человек по конкретному поводу, значит у каждого креста – своя история.

Такие кресты распространены в деревнях на берегах Северной Двины, Пинеги и на побережье и островах Белого моря. Однако, больше всего их — на реке Мезень, здесь ставили кресты по 6-8 метров в высоту. В России, и в том числе на Русском Севере, большинство крестов являются восьмиконечными. Эта форма восходит к ранним векам христианства, когда крест служил орудием казни. Приговоренного привязывали к перекладине за руки. Ногами он касался подножия – маленькой перекладины внизу. Над головой его прибивали дощечку с надписью о совершенном преступлении. Русские мастера эти сложные геометрические фигуры легко вписали в пейзажи северных деревень. Они накрыли крест двускатной кровелькой с охлупнем, причелинами и резным полотенцем — элементами, повторяющими элементы украшения крыш домов. Обычай возводить кресты был принесен на север новгородцами, у которых он был распространен в большей степени, чем в других русских княжествах.

Часто кресты ставили в качестве охранительных знаков. Люди верили, что христианский крест сохранит от разбоя, неурожая, сглаза, поэтому некоторые деревни были буквально окружены крестами. Везде, где могла появиться «нечисть» – на полях, на перекрестках дорог, ставили крест — и шли, не опасаясь.

В Русской православной традиции это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 14 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Памятные кресты воздвигались в напоминание о событии ( как о хороших, так и о несчастных), или об пропавших без вести людях. В те времена поморы и зверобои очень рисковали на море, оказываясь один на один со стихией, с суровой северной природой. Люди погибали в море – и чтобы память о кормильце не исчезла, родственники и друзья увековечивали в памятных крестах. Поморыпочитали такие кресты, как правило, на них сохранились надписи, например, в двух километрах от поморского поселения Койда на берегу Белого моря стоит крест с надписью: «Сей памятник поставлен в честь погибших зверобоев на судне Иоанн Златоуст», далее перечисляются имена погибших, и стоит дата: 25.5.1910г.

В 1952 году местные жители поставили кресты в память о трагической гибели в 1945 году колхозного промыслового судна «Каганович». Море выбросило на берег Койдинской губы бортовую доску с названием судна. Тогда и был поставлен крест в память о 14 жителях Койды, погибших на судне.

Существует и памятный крест, собственноручно поставленный Петром I в Унской губе Белого моря возле Пертоминского монастыря. Петр поставил этот памятник в честь своего счастливого избавления от гибели в морской буре, затем он хранился в Архангельске в Троицком кафедральном соборе.

Памятные и поклонные кресты ставили и на местах разрушенных церквей и часовень, когда у людей не было средств восстановление. К таким крестам относились особенно бережно, потому что стояли они на святых местах, приходили, молились и совершали у него службы.

Обетные кресты, возведенные по обету, по обещанию, в благодарность святым за услышанные молитвы или в честь какого-то события. В городе Мезени, как писал в книге «Год на Севере» С. Максимов, в XVIII в. было поставлено девять крестов в память о необычайно жестокой зиме, во время которой лютые морозы стояли до конца мая, и «едва не вымерзло все живущее в городе».

Многие кресты даже назывались по именам своих создателей. Например, в Койнасе (Лешуконский район Архангельской области) есть Татьянин обетный крест. Его историю знают все местные жители. Рассказывают, что на холме, где теперь стоит крест, были поля человека, у которого заболела жена Татьяна. Однажды она тяжело заболела, и муж повез Татьяну в Коми, потому как поблизости церквей не было. Там она излечилась по молитвам, и муж выполнил данный прежде обет – поставил крест на своей чищеннице.

В деревне Заакакурье на Мезени, стоит обетный крест, у которого происходили счастливые случаи исцеления. Рассказывают, как один мужик в 50-е гг. по распоряжению райкома спилил крест, и бросил его в овраг. У него тут же отнялись ноги. Пришлось ему, превозмогая себя, с помощью друзей и родственников, ставить крест обратно. Ноги выздоровели.

Кресты помогали распознавать местность и определять направление частей света, так как перекладина креста всегда на любом берегу была ориентирована с севера на юг. Эти кресты часто упоминались в старых морских лоциях.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: