Сотня Гамалия: как кубанские казаки обманули курдов
В мае 1916 года сотня кубанских казаков совершила рейд в Месопотамию, целю которого установка связи с находящимися там английскими союзниками. Девять дней казаки шли через враждебные земли и смогли выполнить задачу командования, при этом не понеся потерь. Командовал отрядом сотник Василий Гамалий, который помимо отличного тактика проявил себя как изощренный дипломат, что особенно важно для Востока.
Россия и Англия против Турции
В ноябре 1915 года в Месопотамии для взятия контроля над иранскими месторождениями нефти был высажен британский десант. Наступление шло вяло, а для противодействия англичанам турки сформировали в регионе отдельную группу войск. Облегчило положение англичан наступление русских войск на Кавказском фронте, в ходе которого была занята турецкая крепость Эрзерум и порт Трапезунд.
Параллельно на территории Персии действовал корпус генерала Баратова, который вошел в город Исфахан, являющийся центром турецкой пропаганды в регионе. Для помощи англичанам командование приказало Баратову силами трех пехотных батальонов и 39-ти казачьими сотнями развивать наступление на Багдад и выйти в тыл туркам, чтобы отвлечь на себя часть их сил.
Для непосредственной связи с союзниками было решено отправить отряд казаков, которому предстояло пройти по турецким тылам, через горы и пустыни, населенные враждебными курдскими племенами 300 верст, но на деле этот путь увеличился втрое. Выбор Баратова пал на сотню Василия Даниловича Гамалия из 1-го Уманского полка, опытного офицера, отличающегося дипломатическими качествами, а также лихого кавалериста и рубаки.
Начало похода
Утром 10 мая отряд из 107 рядовых казаков, сотника Гамалия, хорунжего, двух прапорщиков и офицера-переводчика Ахмет-хана вышли в путь. Пройдя 10 верст, командир объявил о цели похода, после чего отряд три дня шел через горные перевалы, ночевал в кочевьях и ввел ночные перестрелки с разбойниками. Днем 14 мая сотню ввел проводник, которого казакам дал вождь одного из местных племен.
Целый день казаки без воды и под палящим солнцем шли по крутым перевалам. Лошади срывались в расщелины и падали от тепловых ударов, а проводник говорил, что скоро они выйдут к источнику. Вечером кочевник попытался скрыться, но был задержан. Оказалось, что турецкие агенты заплатили ему, чтобы он завел русских в горы и там оставил их умирать.
После этого казаки козьими тропами прошли перевал Чехардоль, за которым начиналась Турция. Во время перехода местные кочевники бросали на их голову камни. В районе города Зорбатии, где ожидали встретить англичан, их не оказалось, и Гамалий принял решение продолжить поиски союзников.
Переговоры с князем
Местный лурдский князь располагал 2-тысячами воинов и прорыв через его земли для сотни бойцов был бы самоубийством. Надо было договариваться. Чтобы уладить дело миром, Гамалий вместе с переводчиком отправился к вождю. Сотник заметил, что воины племени вооружены английскими ружьями, которые были трофейными, а значит, в разговоре с лурами следует соблюдать осторожность.
Вождь не принял русских, но указал им место для лагеря. Гамалий осмотрел участок и понял, что при необходимости быстро его покинуть или организовать в нем оборону не получиться. Сотник вежливо отказался ночевать в этом месте и скала, что найдет место под лагерь самостоятельно.
17 мая вождь принял Гамалия, который сказал князю, что он лишь маленькая часть огромного войска, которое идет следом и при необходимости русские всегда помогут князю бороться с его врагами. После этого вождь луров согласился пропустить сотню через свои земли.
Конец похода
Вечером этого же дня казаки продолжили поход. Гамалий ввел отряд к Али-Горби, и их путь лежал через пустыню длиной в 100 верст. Воды не хватало, а проводники снова заблудились. 18 мая тепловые удары получили 16 человек, а остальные страдали от жажды и постоянных миражей. В критический момент русские вышли к арабскому кочевью. Получив плату золотом, арабы перенесли больных в тень и напоили лошадей. От кочевников казаки узнали, что англичане рядом.
В полночь 19 мая отряд незаметно подошел к лагерю англичан, расположенному на берегу Тигра. Союзники усадили ослабевших русских за стол и казаки даже нашли в себе силы продемонстрировать британцам элементы джигитовки. На следующий день Гамалий направился в Басру в штаб английского экспедиционного корпуса, где союзники обменялись схемами своих позиций.
Обратный путь
Турки намеревались перехватить казаков на обратном пути, но Гамалию удавалось обходить опасные места. При этом местные жители за плату золотом всегда предупреждали русских об вражеских разъездах. Основной проблемой стали кочевники, которые узнав, что русские войска отступают, стали относится к казакам враждебней.
Для борьбы с местными ханами и князьями Гамалий избрал необычную тактику. Обнаружив кочевье, казаки окружали его, и сотник с вооруженным отрядом вступал в переговоры с вожаком. Гамалий просил продать фураж и платил золотом. Демонстрация силы и богатства всегда действовала на восточных людей, и они соглашались. Нередко вождей под видом почетных гостей брали в заложники до следующего кочевья.
1 июня рейд был завершен, и помимо английских наград вся сотня получила Георгиевские кресты. Это был второй после экипажа крейсера «Варяг» случай, когда георгиевские награды получило все подразделение. После революции Гамалий воевал в армии Деникина, эмигрировал и умер в США в 1956 году.