5 экспонатов из собрания загорского музея
Се агнец
Век: XVII
Материал: Атлас, холст, шелковая ткань, золотные, серебряные и шелковые нити, изумруды, алмазы, рубины, жемчуг, золото, серебро, кружево, бахрома.
Место хранения: Государственный Русский музей
Происхождение: Поступил в 1930 г. из Троицкого собора Пскова.
Описание: Вышит младенец Христос на дискосе под звездицей. Слева и справа — четыре склонившихся ангела. В углах средника — херувимы и серафимы. Шитье золотом и серебром «в прикреп», сканью. Лики шиты песочного цвета шелком «атласным швом» по форме, с тенями.
В центре нимба Христа — золотая дробница с камнями. Изображения по контурам обшиты жемчугом. Фон — желтый атлас. Под фон подложен холст. Подкладка — зеленая шелковая ткань с орнаментом.
Мастерская: царевны Софьи Алексеевны, сестры Петра I
Праздники и святые
Век: XV
Материал: Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити.
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Происхождение: Происходит из Троице-Сергиевой лавры
Описание: На среднике — Голгофский крест из галуна, на кайме — изображения святых и праздников. Наверху в центре — «Троица», слева от нее — Богоматерь Боголюбская и Иоанн Златоуст, справа — Иоанн Предтеча и апостол Тимофей. На левой кайме — «Благовещение» и «Вознесение», на правой — «Отечество» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Внизу — «Явление Богоматери Сергию», по сторонам его — митрополиты Петр и Алексей, архангел Гавриил и Василий Парийский.
По углам херувимы и серафимы. Изображения шиты «в раскол» шелками разных цветов и оттенков. В шитье нимбов, деталей одежд, крыльев ангелов, символов евангелистов использованы нити пряденого золота и серебра; шитье «в прикреп»: «клопец», «городок», «ягодка». На нижней кайме вышита серебром в два столбца историческая летопись о вкладе.
Голгофский крест
Век: XVII
Материал: Золотный алтабас, атлас, жемчуг, бирюза, рубины, сапфиры
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Описание: Средник — из золотого алтабаса, в центре его — Голгофский крест, составленный из золотых и серебряных запонов с драгоценными камнями (бирюза, рубины, сапфиры) и разноцветными стеклами; по сторонам креста — копие, трость и надписи, шитые жемчугом в одну прядь; в завершениях копия и трости — крупные драгоценные камни; запоны креста обнизаны жемчугом в одну прядь.
Узор — повторяющиеся цветочные «древа» и над ними вьющийся стебель с цветами. Все стебли низаны жемчугом в одну прядь; фон расшит золотистыми блестками. По углам кайм шиты пряденым золотом, серебром и разноцветными шелками ангелы с рипидами. Контуры их изображений, складки одежд низаны мелким жемчугом в одну прядь. По углам же, вокруг изображений, шита мелким жемчугом вкладная летопись (начинается на воздухе, заканчивается на покровцах). Подкладка — красная (сильно выцветшая) тафта.
Мастерская: княгини Анны Васильевны Черкасской, XVII в.
Век: XVII
Материал: Тафта, шелковые, серебряные и золотные нити.
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Происхождение: Поступила в 1920 г. из Троице-Сергиевой лавры.
Описание: В центре, на фоне Иерусалимской стены, — восьмиконечный крест с подножием, по сторонам его — Явление Богоматери с двумя апостолами Сергию; обе группы изображены на фоне высоких палат; вверху, в полукруге — Троица. Фон хоругви — темно-красная тафта. Шитье двухстороннее, лики и руки шиты атласным швом «по форме» темно-песочным шелком; все остальное — пряденым золотом и серебром в сочетании с разноцветными шелками. Кайма хоругви — из синего атласа (в настоящее время хранится отдельно). По ней серебром шита летопись о вкладе.
Мастерская: царицы Марии Ильиничны, вторая половина XVII в.
Век: XVII
Материал: Камка, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг.
Место хранения: Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Описание: На среднике по алой камке вышито изображение лежащего во гробе Христа. Левая рука Спасителя вытянута вдоль тела, правая немного приподнята. Перед гробом — плащаница, изображенная в виде горки. Над гробом — прямоличный херувим и два летящих ангела, каждый с двумя рипидами с изображением серафима. На каймах четкой вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь из Пасхальных часов.
Мастерская: царицы Ирины Федоровны Годуновой, XVI век