Элмарз Хаутиев: почему последний языческий жрец ингушей принял ислам в 117-летнем возрасте
Элмарз (Эльмурз) Хаутиев из ингушского аула Шоан получил известность как один из самых почтенных долгожителей на Кавказе – он прожил 157 лет. Однако ингуши помнят Хаутиева прежде всего как языческого жреца (цува), который многие годы возносил молитвы древним богам. Правда, когда Хаутиеву исполнилось 117 лет, он принял ислам, перевернув тем самым последнюю страницу истории ингушского язычества.
Традиционная религия ингушей
Нынешняя горячая приверженность ингушских народов мусульманской вере во многом объясняется тем, что многие ингуши – неофиты. Среди них ислам распространился по историческим меркам совсем недавно – в начале XIX века. Но ещё на протяжении десятилетий язычники продолжали справлять свои обряды бок о бок с правоверными последователями пророка Мухаммеда.
Древние ингуши верили в верховного бога Дял, сотворившего мир, а также в других богов. «Старшие» из них «отвечали» за силы природы, например, Села, бог огня, грома и молнии, или Тушоли, богиня плодородия и обновляющейся природы. «Младшие» же боги покровительствовали отдельным ингушским тейпам. Считалось, что таким богом может стать даже обычный человек, убитый молнией. Цувы у ингушей не только приносили жертвы, но и занимались гаданиями, толковали сновидения. Жрецом мог стать только внешне привлекательный сильный мужчина не младше 40 лет, с образцовой репутацией. Одним из таких был Элмарз Хаутиев. Чем он занимался в молодости, неизвестно, но с 1790-х годов жрец начал проводить языческие ритуалы в Шоанском ущелье. Хаутиев пользовался огромным авторитетом среди местных жителей. Помимо совершения обрядов, он был судьёй и отличался умом и проницательностью. Порой Хаутиев безошибочно предсказывал исходы стычек между горскими племенами. Возможно, в этом ему помогало знание военного дела и текущего расклада сил, но ингуши считали, что жрецу открывают будущее высшие силы.
Переход в ислам
Элмарз Хаутиев не был закоренелым фанатиком язычества. Среди его друзей были христиане – проживавшие по другую сторону горного хребта — грузины-хевсуры, впрочем, сохранявшие в быту и языческие представления. Пристально присматривался Хаутиев к исламу, который исповедовало всё больше и больше его соотечественников.
В конце концов Хаутиев остался в одиночестве – он был последним практикующим язычником не только в своём селе, но и во всей Ингушетии. Старик повторял, что умрёт жрецом. Но в 1873 году он переменил своё мнение. Как указано в энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи», Хаутиев замуровал в стене капища белый флаг – земной символ бога Дял. Помолившись в последний раз языческим богам, цув ушёл в горную пещеру, где постился 40 дней. Вернувшись, Хаутив объявил жителям Шоана, что стал мусульманином. Вероятно, каким-то образом ему удалось примирить в своей душе старую и новую веру. В древности арабы восприняли идею, что их божества – это разные имена единого Аллаха. Аналогичным образом поступали и многие язычники на Кавказе. И всё же ингуши поговаривали, что в Хевсуретии Хаутиев по-прежнему исполняет старые обряды.
У бывшего жреца возникла необходимость укрепиться в исламе, а заодно убедить в своей правоверности односельчан. Несмотря на преклонный возраст, аксакал совершил паломничество в Мекку, когда ему было 139 лет. После этого его стали уважительно называть Элмарз-Хаджи Хаутиев. Долгожитель скончался уже при советской власти, в 1923 году. Хотя Хаутиев был одним из самых старых людей на Земле, его имя не внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Кавказца относят к неверифицированным долгожителям – он жил в те времена, когда документов в его местности попросту ни у кого не было.
Читайте наши статьи на Дзен