Чем казачья баня отличается от русской
Баня — обязательный элемент быта славян и их потомков, в числе которых, разумеется, и казаки. Упоминания об этой постройке и совершаемых в них ритуалах, гигиенических процедурах есть во всех летописных источниках Древней Руси. В «Повести временных лет» упомянуты слова Апостола Андрея:
«…Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным…». Также упоминается баня и в иностранных рукописях о быте и культуре древних русичей. Например, в персидских «Собраниях историй» и записок иностранных путешественников и купцов. Практически везде русская баня указывается как деревянная, сами славяне её называли «истопкой». И это — первое основное отличие традиционной русской бани от казачьей.
Со времен появления казачества на Руси и оформились в единый этнос со своими культурными особенностями, традициями и привычками. В литературных источниках можно встретить упоминания о банях как непременном элементе казачьего быта. Согласно книге «Бани войсковые. Военная энциклопедия» от 1915 года за авторством В.Ф. Новицкого, учитывая преимущественно военный род деятельности этого народа, постоянное участие в походах, именно здесь на Руси зародились так называемые «военные» или походные бани.
Они представляли собой каменную кладку, на которой разводят костер и стоянки из жердей, обвязанных рогозом для сохранения тепла и пара. Хотя такие бани давали достаточно много сажи и копоти, в полевых условиях они позволяли эффективно поддерживать не только гигиену, но и моральный облик, дух казаков, обеспечивая должный вид и здоровье. Обязанность казака париться, мыться перед битвой описана в многочисленных литературных и исторических источниках.
Стационарные постройки в казачьих станицах также отличались от традиционных русских бань. Они были не деревянные, а глиняными, что связано с дефицитом деревьев в условиях степных зон, в которых преимущественно располагались поселения казаков и повышенной опасностью пожара в южных регионах.
Второе отличие — казачья баня не была отдельно стоящей, она являлась частью пристройки к дому, в отличие от традиционной русской. Это делалось с целью усиления безопасности, защиты от вражеского нападения. Поскольку казачьи станицы находились на окраинах страны и первыми подвергались нападению в случае вторжения. Баня у казаков была одним из элементов быта «малой хаты», в которой перегородка отделяла печь, на которой готовили пищу от банной постройки — теплого угла — «Тэплый выгол» — на Кубани, Дону (Лазарев А.Г. «Традиционное народное жилище донских казаков. Казачий курень»).
Третье отличие — казачья баня не топилась по-черному, то есть, когда дым открытого выходит через отдушину в потолке и частично отодвинутую дверь. Это связано, в том числе, и с особенностями постройки бань из камня, глины. Использование березы в качестве основного топлива, образование дегтя усиливало оздоровительный эффект за счет его бактерицидных свойств. Казачья баня — это баня «по-белому». Зола после топки убиралась с пода печи, на него стелилась солома, камыш. Копоти и сажи в такой бане было значительно меньше. Казачьи земли — несвойственный ареал для произрастания березы, поэтому бактерицидные свойства бани здесь достигались другими методами. Например, использованием отваров и настоев целебных трав, продуктов пчеловодства.
Лесостепной и степной характер местности сказывался и на традициях парения. Веники у казаков часто заменялись полотенцами (рушниками) или применением травяных веников (полынный, крапивный). В целом, традиции были достаточно схожи, но географические, социальные и культурные особенности региона и этноса привнесли самобытность в строительство бань и их эксплуатацию казаками.
Читайте наши статьи на Дзен