Почему чеченцы Шамиля так боялись русского генерала Бакланова
Будущий герой Кавказской войны, Яков Петрович Бакланов, родился на Дону в станице Гугницкой. С 15 лет он воевал против турок и за храбрость получил орден святой Анны. В 1834 Яков Петрович был переведен на Кавказ, где и проявился его талант военачальника. Свою стратегию в войне против горцев Бакланов описывал так: «Вера в Бога, скрытность движения, быстрота, затем смелый удар по первому влечению сердца».
Известность он получил после экспедиции 1836 года. Выполняя боевое задание в закубанских аулах, казаки наткнулись на большой отряд горцев, которых оказалось в четыре раза больше. Бакланов и его люди выдержали 10 атак и когда патроны закончились, ударили в пики. Отряд опрокинул противника и гнал его 15 верст. Позже Якова Бакланова перевели в Польшу, и на Кавказ он вернулся в 1845 в чине сотника 20-го Донского казачьего полка.
Русский Шайтан
Во время сражений с воинами имама Шамиля Яков Петрович отличался храбростью и презрением к смерти, а о его умении одним сабельным ударом разрубить человека от макушки до седла ходили легенды. За эти качества горцы прозвали Бакланова «Шайтан» или «Даджжаль», что переводится как Антихрист. Еще одним прозвищем казака стало «Боклю», что означает лев, данное из-за внешности сотника. Российский историк Александр Никитенко после личной встречи с Яковом Петровичем записал в своем дневнике: «… на физиономии Бакланова как будто отпечатана такая программа, что если он хоть четвертую часть ее исполнил, то его десять раз стоило повесить».
Двухметровый рост, огромная физическая сила, грозное лицо Бакланова, изъеденное оспой, вселяло страх в сердца горцев. Схожесть со львов дополняли пышные рыжие усы, переходящие в бакенбарды-гриву. Когда жители одного дагестанского селения отказали Шамилю в поддержке имам сказал им: «Если бы вы так боялись Аллаха, как Бакланова, то стали бы святыми!».
В 1845 году Шайтана назначают командиром 20-го полка. Командир установил в подразделении суровую дисциплину, переодел казаков в одежду горцев и вооружил их типичным для местных жителей оружием. За короткое время Бакланов превратил полки в образцовое партизанское соединение, которое использовало аналогичную с воинами Шамиля тактику. Засады, неожиданные налеты и увод скота дали понять горцам, что в своих высокогорных селениях они больше не в безопасности. Казаки любили командира и в честь покорителя Сибири называли его Ермаком Тимофеевичем.
Клятва убить Шайтана
В 1850 году за успешные бои у Гойтемировских ворот Бакланов получает чин полковника и командует 17-м Донским казачьим полком. От монахинь монастыря Старочеркасска он получил черное полотнище, на котором изображалась «Голова Адама» — череп с перекрещенными костями и круговой надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Подарок стал личным штандартом грозного казака Бакланова. Видя черное знамя, горцы понимали, что воевать с Шайтаном бессмысленно и отступали с поля боя.
Яков Бакланов получил в боях 10 ранений, и среди горцев считалось, что он оборотень, убить которого можно только серебряной пулей. Один из многочисленных лазутчиков передал, что в горах появился лучший стрелок имама Шамиля Джанем, поклявшийся застрелить Шайтана-Боклю отлитой из серебра пулей. Покушение должно было произойти на ближайшем смотре войск. В своих воспоминаниях «Моя боевая жизнь» Бакланов писал, что ему было страшно, но он понимал, его дьявольская репутация сильное оружие и отступить он не мог.
Дуэль на старой батарее
Ранним утром он выехал к месту покушения. Со слов доносчиков, Джанем устроил засаду на старой батарее. Там собрались жители соседних аулов, желавшие посмотреть на поединок. Когда Бакланов подъехал к месту покушения, Джанем вскочил из травы и сделал выстрел, но промахнулся. Яков Петрович не увидел, откуда стрелял горец и продолжал сидеть на коне, ища противника глазами. Второй выстрел пробил полупальто казака.
Пока Джанем трясущимися руками третий раз заряжал ружье, Бакланов по своим воспоминаниям: «перекинул ногу через седло, упёр локоть в колено и одним выстрелом, опередившим горца, положил его насмерть». Оказалось, что горец решил сэкономить и отлил пули не из серебра, а из меди. По мнению Якова Петровича пули из этого легкого металла в разреженном горном воздухе сильно уступают в меткости свинцу. После дуэли по Чечне и Дагестану стала ходить поговорка: «Не хочешь ли убить Бакланова?», что относилось к людям, ввязывавшимся в безнадежное дело.
Яков Бакланов продолжил успешно воевать против Шамиля, сражался в Крымской войне и усмирении Польского восстания. Шайтан-Боклю дослужился до генеральских погон, но в 1864 году его дом в Новочеркасске и все имущество сгорело. Герой Кавказской войны переехал в Санкт-Петербург и всеми забытый жил на генеральскую пенсию. Умер Бакланов в 1873 в полной бедности, а похоронили его на кладбище Воскресенского девичьего монастыря за счет Донского Войска. В 1911 году его останки перенесли и перезахоронили в Новочеркасске.
Читайте наши статьи на Дзен