Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-08-21 08:52:59
Майя Новик

Подводные лодки казаков: что это было

Казаки были не только воинами — они еще были и настоящими изобретателями, то есть постоянно совершенствовали окружающие их предметы. Правда, делали они это весьма избирательно, в первую очередь обращая внимание на то, что так или иначе относилось к военному искусству.

Холодное оружие

Горазды на выдумку казаки были в отношении личного холодного оружия. Вплоть до революции каждый казак, являясь на службу, должен был иметь собственное холодное оружие — шашку и кинжал. Однако удовольствие это было не из дешевых. По регламенту казачьи клинки должны были быть украшены серебром, но беднякам это бывало не под силу, поэтому они силами общевойсковой казны закупали для небогатых казаков клинки оружейной фабрики города Златоуста. Эти клинки, как правило, сразу же получали одобрение армейского начальства, а затем каждый казак украшал свой клинок — кинжал или шашку на собственный манер, делая это сам или отдавая его полковому кузнецу.

Историк Людмила Олеговна Терновая в статье «Казаки-изобретатели» указывает, что кроме обычных кинжалов, у казаков на вооружении был очень интересный образчик холодного оружия под названием «бебут». Это был обоюдоострый, изогнутый кинжал, который больше всего за размеры и удобство в использовании любили разведчики — «пластуны».

Казацкие ракеты

Но казаки не ограничивались холодным оружием. Согласно историческим данным в 1516 году, когда на южную границу Польши и Литвы в очередной раз напали татары, совершавшие набеги из Крыма, казаки использовали нечто напоминающее если не ракеты, то бомбы. Об этом в труде «Греческий огонь» упоминает историк военного дела Всеволод Викторович Арендт. Есть предположение, что это были начиненные «греческим огнем» глиняные трубки, состоящие из нескольких зарядов, которые взрывались поочередно и выпускали в сторону татар огонь, что наводило на врага панику.

Подводные лодки

Разумеется, речь не идет о настоящих субмаринах, а о специальных лодках, которые казаки использовали в 1594 году при осаде крепости Синоп в Турции. Об этом пишет монах-иезуит из Франции Р. Фурнье, которого в Константинополе изрядно напугали рассказами о «северных славянах», которые могли появляться буквально из ниоткуда, из воды и наводили ужас на турок. Фурнье до этого момента считал, что рассказы о северных варварах, переплывающих значительные расстояния под водой на каких-то особых лодках — вымысел, но в Константинополе он сам разговаривал с людьми, которые видели подобные лодки.

Как позже писал во французском журнале изобретатель субмарин Жак-Филипп де Мондери, по видимому, казаки обшивали снаружи подводную лодку кожами, герметизировали палубу, над которой устраивали нечто вроде вентиляционной трубы, в которой сидел казак, наблюдающий за морем и задававший направление гребцам. Герметичность между бортами и веслами достигалась с помощью специальных кожаных манжетов, пропитанных жиром.

Первым официально зарегистрированным случаем применения подобной лодки считают поход казаков на Белгород весной 1594 года. Именно в этом году была осаждена крепость Синоп, захвачена крепость в Белгороде и освобождено множество пленных славян. В общем-то ничего удивительного в этом нет — еще Страбон описывал древних славян, как людей, у которых «есть жабры» — они использовали во время боев с неприятелями перевернутые лодки и могли долгое время отсиживаться в воде, дыша через соломинку.

Триаж

Из среды казаков вышло множество талантливых людей. Одним из них был Афанасий Филимонович Шафонский, получивший прекрасное образование в Германии. С 1769 года он был военным доктором, а позже его назначили старшим врачом в Московском госпитале. Во время эпидемии чумы Шафонский изобрел триаж — специальную сортировку больных, которая позволяла сосредотачивать усилия врачей на тех пациентах, которых еще можно было спасти, и облегчить участь остальных.

Автоматическая винтовка Токарева

Мало кто знает, но оружейный мастер Федор Васильевич Токарев тоже был выходцем из казачества и есаулом. С 1891 году он служил в Донском казачьем полку в Радивилове, а после производства его в хорунжии заведовал арсеналом. Затем Токарев окончил офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме, в которой на основе карабина Мосина разработал первый образец автоматической винтовки. Кроме этого, Токарев изобрел знаменитый армейский пистолет ТТ, пулемет МТ, пистолет-пулемет и винтовки СВТ-38 и СВТ-40, которые сослужили хорошую службу в Великой Отечественной войне.

Трамвай

В казачьей семье под Полтавой родился еще один изобретатель — Федор Апполнович Пироцкий. После окончания учебы в артиллерийской академии изобретатель переехал в Санкт-Петербург, где сначала занимался разработкой доменных печей, а в 1875 году на железной дороге под Сестрорецком впервые запустил железнодорожные вагоны на электрической тяге. Спустя пять лет в городе стали заменять конки на конной тяге на современные трамваи. Между прочим, изобретение казака быстро переняли немцы.

Короткофокусный объектив и фотопленка

Много открытий в области фотографии сделал донской казак Иван Васильевич Болдырев, родившийся в станице Терновая, — об этом в своей статье «Донской казак Иван Болдырев» пишет автор В. Никитин. Всю свою жизнь Болдырев посвятил фотографии и изобретению. В 1878 году он предложил фотографам новый тип фотоматериала взамен стеклянных пластин — гибкую фотопленку, покрытую специальной эмульсией.

Кроме этого, Болдырев изобрел короткофокусный объектив, отличающийся крайне простой конструкцией, и моментальный фотозатвор. Но как водится, русские оценить изобретения не спешили, и запатентовать его Болдырев не успел, очевидно, не было денег, и его опередила компания Kodak из США, представившая в 1885 году катушечную фотопленку, патент на которую у компании уже был. Но моментальный затвор был все же оценен по достоинству, и в 1889 году ее назвали самым популярным фототоваром года.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: