«Прибавление ума»: чем уникальная эта икона
Этот образ с уникальной историей, загадочной иконографией пользуется в народе пламенной любовью. Главные особенности иконы «Прибавление ума».
Апостол Лука
Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Врач, один из учеников Христа, помощник апостола Павла, евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери — например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой; тем не менее для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».
Лорето
Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств — в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».
Появление на Руси
На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.
Сумасшедший иконописец
В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».
Две иконы или больше
История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку — за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».
Загадки иконографии
Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии — Премудрости Божией.
Почитание
Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.
Читайте наши статьи на Дзен