Настоящее

Фома верующий

О святом сомнении

#Вера, #православие

Автор: Алексей Рудевич  |  2014-10-19 00:24:59

Апостол Фома – один из Христовых апостолов. «Фомой неверующим» мы называем человека, который не верит на слово, требует подкрепления слов делом. Мы поминаем имя Святого апостола в несколько ироническом ключе, но жизнь и деяния апостола Фомы – пример верного служения апостола Христовой вере.

Из Евангелия мы можем сделать вывод, что Фома был рыбаком, но также существуют упоминания о том, что он знал плотницкое дело, то есть был, как бы сейчас сказали, «разнорабочим». Кроме того, есть сведения о том, что Фома был одним из учеников Иоанна Крестителя.

Фома отличался от остальных апостолов своей поразительной непреклонностью и стремлением дойти до самой сути. Он был очень смел и за убеждения, в которые по-настоящему верил, готов был пойти на смерть. Так, когда Христос решил отправиться в Иеурусалим и апостолы отговаривали его от этого шага, только Фома поддерживает Учителя, призывая апостолов последовать за Христом. Он полон решимости умереть за Веру.

Фома, в некоем отношении, самый «современный» из апостолов. Его вера не слепа, он старается проникнуть в суть вещей, поэтому деятельно ищет ответов на свои вопросы, переспрашивает Христа, что значит следовать за Ним. В лице Фомы Христос находит одного из самых преданных, но при этом непростых учеников.

Тогда как остальные апостолы часто занимают созерцательную, пассивную роль, Фома смело идёт супротив, отстаивая свое восприятие Веры. При этом он всегда оказывается услышан и находит ответы на свои вопросы. История Фомы говорит нам о том, что вера должна быть деятельной, человек – априори сомневающийся и вопрошающий – он не должен слепо верить, отдавая решение своих сомнений на откуп случайности. Есть вопрос – спроси. Вопрос обязательно будет услышан.

Самый яркий эпизод из евангельской истории апостола – это уверение Фомы. Фома не верит в Воскресение Христа и говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Христос снова является апостолам и сомнения Фомы отпадают. Этот эпизод показателен и тем, что Фома становится единственным из апостолов, кто проходит причащение Кровью Христовой.

Но и на этом Фома не перестает показывать свой особенный характер. Когда апостолы распределяли между собой земли, где им предстоит проповедовать, то Фоме досталась Индия. Фома бы не был Фомой, если бы безропотно согласился. Только обращение остальных апостолов к Господу, который уверяет Фому на индийскую миссию, заставляет строптивого апостола отправиться в Индийские земли.

Фома отправился в Индию, так как его рекомендовал сам Спаситель в качестве опытного архитектора. В «Деяниях апостола Фомы», Господь предстает перед купцом, говоря, что у него есть раб-архитектор, которого он хочет продать, и купец соглашается: «И когда они заверили купчие, взял Иисус Фому и пошел к Хаббану-купцу. И увидел его Хаббан и сказал ему: «Это твой хозяин?» Фома сказал ему: «Да, он хозяин мой». Сказал ему Хаббан-купец: «Он продал тебя в мою собственность». И Фома промолчал (в ответ) ему. Утром поднялся он, сотворил молитву и обратился к Господу своему, и сказал Ему: «О Господь наш, какова воля Твоя, пусть так и будет»… И они отправились в путь».

В Индии Фома получает деньги на строительство храма для Гундофара, но откровенно манкирует своими обязанностями. Дворец апостол не строит, а деньги раздаёт нищим. Такое поведение не могло не вызвать гнева Гундофара. Он призывает Фому к себе и спрашивает о храме. Фома, со свойственной прямотой, отвечает, что Гундофар увидит свой дворец после смерти.

Фому бросают в темницу, но через некоторое время умирает брат Гундофара, Гад, и видит в царстве мертвых прекрасный дворец, Гад хочет в нем поселиться, но оказывается, что дворец этот Апостол Фома построил для Гундофара. Явившись Гундофару во сне, брат рассказывает о своем посмертном видении. Гундофар не только вызволяет Фому, но и принимает христианскую веру, приняв крещение, миропомазание и святое причастие из рук апостола. И многие другие, также уверовав, пришли к убежищу Христа.

Поразительно, но в Индии не существовало письменной христианской традиции вплоть до прибытия португальцев в XVI веке, все знания передавались устно из поколения в поколение. Индийские песнопения о деяниях святого Фомы, были записаны только спустя сорок восемь поколений существования устной традиции. Это сделал в 1600 году потомок первого епископа, рукоположенного св. Фомой.

Апостол Фома – очень человечный апостол. Его образ, его характер и поступки говорят о том, что истинная вера всегда готова проходить через сомнение, но через победу над ним она только укрепляется.

Кириллица в Дзен
Читайте также:
исправить оишбку
Сухарева Башня
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках