Введение Богородицы во храм: обретая смыслы
Введение Богородицы во храм не описано ни в одном из Евангелий или в Ветхом Завете. Все, что мы знаем о нем, основано только на рассказах Священного Предания. И тем не менее это — двунадесятый, а значит очень важный, праздник.
Слава родителей
Иоаким и Анна, пообещавшие посвятить своего ребенка Богу, действительно исполнили обещание, и в возрасте трех лет привели Марию в храм, чтобы отдать ее. Родители напутствовали свое чадо удивительными словами: «Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога…»
Не каждый родитель решится на такое и будет столь светел и чист, чтобы выбрать для своего ребенка этот высочайший путь. Поэтому праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — это и праздник родителей, сделавших выбор, определивший судьбу всех поколений людей вперед.
Праздник этот — созданный Иоакимом и Анной — как бы призывает всех отцов и матерей, чтобы с ранних лет, когда сердце ребенка уже открылось, сказать детям: «…вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом…»
Начало спасения
В день этого праздника на церковной службе впервые звучат рождественские песнопения «Христос рождается, славите…». Но ведь впереди еще долгий пост и множество испытаний — почему же мы поем, что Рождество уже происходит?
Начало Рождества, начало Спасения сияет в этом празднике. Ведь именно посвятив Марию Богу, сохранив ее от всякого пагубного влияния и всякой скверны, Иоаким, Анна, священники приготовили путь Божьему Сыну, Который родится от нее. Божьей Матери трехлетней девочкой было дано войти в Святая Святых, куда даже священник мог войти всего один раз в год и после тщательнейших приготовлений. Но сама Мария стала Святой Святых, местом обиталища Бога, его Матерью. Поэтому сей праздник и ведет нас к Рождеству и празднуется в самом начале Рождественского поста. Как и Богородица, мы призваны очистить себя так, чтобы Бог жил в нас, действовал в нас и руководил нами. А значит — стать своего рода тоже Святой Святых. И спастись.
Приготовление Нового Завета
В Ветхом Завете в Святая Святых находилась главная святыня Израиля — ковчег Завета, свидетельствовавший о том, что Господь избрал народ Израиля и хранит его. В этом ковчеге находились скрижали Завета, начертанные Самим Господом. Но эта святыня была утрачена: она погибла в 586 году до нашей эры в Иерусалимском пожаре, и храм, где она хранилась, был разрушен. После этих событий был выстроен новый храм, но уже без главной святыни — и некоторые иудеи поэтому скептически относились к нему. Только намного позже стало ясно, что исчезновение ковчега Завета — промысел Божий для того, чтобы Богородица заменила его и сама вошла в Святая Святых. Ведь Она — больше, чем ковчег Завета, Она сама — величайшая святыня. Таким образом, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — это и праздник предчувствия и неминуемого появления Благой вести, Нового Завета.
Храм — это человек
Еще один урок, который можно извлечь из этого промыслительного исчезновения ковчега Завета, разрушения храма и вхождения Богородицы в Святая Святых — это новое понимание самого храма. Отныне не камни и стены являются храмом, и даже не величайшая святыня Израиля, дарованная ему, но человек. Его душа, тело, вся его жизнь — это святая святых, это самое важное в мире. И Сам Бог вскоре примет образ человека, чтобы открыть миру, что призвание человека и цель его жизни — божественные. Александр Шмеман так пишет об этом: «С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом. И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания». Слова Христа: «Ищите прежде всего Царствия Божия» теперь понимаются нами лучше, ведь в Божьей Матери мы видим подтверждение, что искать и найти Царство возможно, и видим пример, как это — жить им.
Вдохновение постящихся
События, произошедшие за много веков до нас, и даже до нашей эры, события, касающиеся маленькой трехлетней девочки, которой на тот момент еще даже не предложили стать Матерью Божией — до сих пор вспоминаются церковью. Что же они призваны нам сообщить, кроме самой истории, как они касаются нас? Один из ответов, который дает митрополит Антоний Сурожский, такой: «Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия: и нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как все тело составляет одно целое с главой».