Мортидо Украины
В психоанализе существует понятие «мортидо», которое обозначает стремление к танатосу, желание саморазрушения. Сегодня мы являемся свидетелями того, как инстинкт смерти пробуждается у целого государства.
По одной из версий, инстинкт смерти просыпается от неудовлетворенности базовых биологических потребностей. Плохое питание, неэффективные социальная реализация и имущественное самоутверждение – все это включает механизм мортидо, и начинается…
Активизация мортидо — это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин-энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.
Мортидо проявляется одновременно через страх и агрессию. В первом моменте эта энергия побуждает человека избегать разрушающих факторов и установить контроль за ситуацией – скажем, обратиться в бегство в нужный момент. Во втором случае мортидо направлено на внешние объекты, которые стремится уничтожить. Разрушение «объекта ненависти» является главной целью проявления этой темной энергии. Если же — в силу объективных обстоятельств – одержимый инстинктом смерти не может совершить свой «акт гиперкомпенсации», то мортидо направляется внутрь, запуская механизм саморазрушения.
Нужно признать, что мортидо, в отличие от своего антонима – либидо, еще плохо изучено в психоанализе. Однако последние события на Украине убеждают нас в том, что инстинкт смерти может носить и коллективный характер.
В течение этой недели мы наблюдаем, как украинцы всеми силами раскачивают лодку, на которой плывут, пытаясь спровоцировать столкновение с мирно дрейфующим гигантским айсбергом. Последствия этого контакта очевидны, однако, по всей видимости, балансирование на грани катастрофы, являются единственным провокатором поступления эндорфинов (гормонов счастья) в кровь «морских волков».
Другое возможное открытие в области природы инстинкта смерти состоит в том, что энергия мортидо может быть заразительна. По крайне мере, часть людей на дрейфующим айсберге, полагая себя носителями некой чести и достоинства гигантского куска льда, очень хотят спрыгнуть в воду с ледяной глыбы и ускорить естественное столкновение с «пьяным кораблем». Такое наваждение является очень опасным: прежде всего, для психического здоровья самих защитников репутации ледника.
В медийном тумане мы забываем, что политики – люди искушенные. Они понимают, чувствуют политическую реальность как тонкие меломаны оперу. Их главное отличие как ценителей музыки от обычных «свидетелей пения из радиоточки» заключается в том, что они знакомы с либретто драмы и наблюдают действо из ложи бенуара в театре с хорошей акустикой. Остальная же часть людей слушает оперу в версии рингтонов многочисленных медиа. Едкий звук, который мы слышим, едва ли способствует оценке всех слабостей меццо-сопрано, богатства баритона, интонационной фальши тенора. Что уж говорить о декорациях и публике, которая собралась в театре? Единственное о чем мы можем судить по мелодии рингтона, что где-то в данный момент дают оперу.
Однажды архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал великую фразу: “У Бога все бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать”. Это распространяется на все – даже на встречу лодки с айсбергом. Так что сидим и ждем…
И напоследок. Мировой прокат оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка», кажется, заканчивается, уступая место главной премьере года, творению Вагнера Götterdämmerung («Гибель богов»), которая завершает тетралогию Der Ring des Nibelungen («Кольцо Нибелунга»). Пролог уже начался в Ираке. Первую партию в данный момент исполняют бойцы организации «Исламское государство Ирака и Леванта». У них мортидо поинтенсивнее, чем у героев «Сорочинской ярмарки»…
Читайте наши статьи на Дзен