Поморский коч тебе товарищ
На Чукотку ездить не принято. Даже журналистам. Она всегда была такой, будто бы ее нет, а есть только чукчи и клубовладельцы. Но она существует, и довольно скоро будет активно рулить в геополитике. Состояние приморских поселков российской Чукотки — в отрывках из дневника доцента САФУ Василия Матонина из прошлогодней экспедиции на поморских кочах «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» по пути Семена Дежнева.
22 августа, Певек
В Певеке, самом северном городе России, проживают три с половиной тысячи человек. В районе – около пяти тысяч…
Беседуем с семидесятипятилетним чукотским старейшиной в надежде услышать откровения о сакральных знаниях оленеводов.
— Айсберги были – нет. Гуси летят – гибнут. Все не так стало.
— А почему?
— ЭКОЛОГИЯ!
27 августа, Певек
Приглашенный батюшка отслужил возле лодок молебен «О путешествующих». Он родился на Чукотке. Срочную армейскую службу прошел в Няндоме Архангельской области. Учился в московской семинарии. В свободное время занимается боксом. Духом не падает, но и оптимизма относительно возможности новой христианизации Чукотки у него нет. Местные священники при первой возможности стремятся уехать туда, где теплее и спокойнее. Матушка родом из Днепропетровска. В Певек ее в детстве привезли родители. В семье священника двое детей. Батюшка рассказал, что коренные местные жители считают православие русской верой. Приход беден. Прихожане часто меняются.
— Подготовишь хор, а через некоторое время люди уедут, и надо все начинать сначала.
29 августа, метеостанция Валькарай
Валькарай в переводе с чукотского – бугорок. Здесь снимали художественный фильм «Как я провел этим летом». Образцовый порядок. Железные бочки аккуратно сложены в одном месте. На дверях – надпись: «Арктика бескрайняя. Запас тепла ограничен». На заставке в компьютере – тропический остров с пальмами. На метеостанции работают 6 человек. Совмещают должности. Трое – в отпуске. Средняя зарплата – 30000 рублей. Она идет на сберегательную книжку. Продуктовый паек выдают бесплатно. Живут здесь семейные пары, или люди склонные к одиночеству. Начальник станции родом из Приморского края. Он заочно учится в вузе по своей специальности.
— Специалистов на станциях, к сожалению, все меньше становится. Кажется позорным сказать, что ты чего-то не можешь или не умеешь делать. Метеоролог – не профессия, а образ жизни. В Валькарай приезжают обычно на 2-3 года. Отпуск берут обычно один раз в два года, когда оплачивается дорога к месту отдыха и обратно. Сейчас здесь живут тихо и мирно. За перевалом начинается тундра. Там собирают бруснику, шикшу (воронику), морошку. Из грибов – опята и маслята. В декабре обычно устанавливается лед. Со льдом и медведи приходят. В тридцати километрах находится оленеводческое поселение Янаркай. Там живут 160 человек, 60 из ни – чукчи. Остальные – русские, узбеки, татары, украинцы. На метеостанции есть свободные вакансии. Электроэнергию и тепло дает дизель, который работает без перебоев уже пять лет. Недавно установлены два прибора для зондирования ионосферы. Из них лишь один периодически работает. Не хватает электроэнергии. В ближайшем будущем планирует поставить в Валькарае модульную метеостанцию.
2 сентября, село Рыйкайпий
Рыйкайпий в переводе с чукотского – «затор для моржей». На здешнем лежбище собираются до 40000 моржей, но уже два года они здесь не появлялись. Местные жители издавна промышляли моржей и мелких ластоногих животных: акибу, ларгу, лахтака (морского зайца). Мясо закатывали в рулоны и закапывали в землю, чтобы оно было свежим. Для собак, а тем более для песцов (как приманка) используется моржатина с запахом.
В 1990-е годы здесь жили 3000 человек. В настоящее время – 800 жителей. Административный статус – село. Есть своя Администрация, школа, интернат, детский сад, золотодобыча. Значительная часть населения – русские. У чукчей одна беда – пьянство. Как представители малого народа, они получают пособие. На него и живут. Традиционными промыслами занимаются немногие. Молодежь изучает чукотский язык в школе, но мало кто на нем разговаривает.
Рассказывает местный пенсионер:
— Всего-то нужно 150-200 плит положить, чтобы взлетную полосу отремонтировать! Только зимой можно принимать самолеты «Ан-2». Воду пьем из озера, которое находится в 17 километрах от поселка. Это питьевая вода. Работник ЖКХ пытаются убедить нас, что вода из Черной речки пригодна для питья, а в Черную речку стекают ручьи с кладбища на сопке. Уголь сюда корабль привозит. Если есть гора на берегу, значит, в тепле будем. Если нет, придется потерпеть. Холодновато. В 1989 году котельная от нас ушла, потому что военные ушли. Мы зимовали с буржуйками, которые топляком топили. На следующий год все повторилось, и в 2000 году зимовали с буржуйками. Выжили. А россияне об этом не знают. Кому ни писал об этом – ноль внимания. Не дай Бог! Я этого никому не желаю. В каком-то селе разморозилось отопление – об этом на все Россию глаголют! А про Чукотку не знают даже, где она находится. Любого москвича спроси: «Где Чукотка?» — «А, это Магадан. Колыма». Дальше не знают.
3 сентября, Ванкарем
Из рассказов чукотских охотников
Все местные жители состояли друг с другом в родственных отношениях. Традиционно у чукчей фамилий не было – только имя. В советское время имена давали русские, а чукотские имена превращались в фамилии.
***
Жениха невесте и невесту жениху выбирали старейшины или родители молодых людей. Был обычай жениху догонять невесту ил свою избранницу. Она убегала, но могла и не очень торопиться, или наоборот – быстро бежала, чтобы не догнал.
***
Если хочешь, чтобы исполнилось желание, надо взять в руку камень и добежать с ним до уступа. Спрятаться от волны и сделать еще одну перебежку. Потом положить камень на скалу, загадать желание и, пережидая волны, уйти из опасного места. Когда море заберет камень, желание сбудется.
Было селение у моря. Мужчины зверя промышляли. Случилось, что гибли, пропадали, если льдину оторвет. В одной семье случилась беда. Унесло у жены мужа. Живет она одна год, другой, третий. У нас был обычай: если у мужа есть брат, то после смерти мужа он должен жениться на вдове. Брата не было, и женщина начала гулять, но никто не обращал на это внимания. Потом она стала пропадать куда-то. Нашла она себе Тэрка (снежного человека). Она к нему ходила, а он – к ней. Ее предупредили: «Не делай так, а то родишь волосатого ребенка». Она не послушалась, и ее отправили в другое село. Думали, может, вдова там себе мужчину найдет. Женщина вскоре родила нормального человека, но при родах умерла. Старуха мальчика взяла, чтобы выкормить, а он ничего от других женщине не принимает. Так и умер от голода. Я видел следы Тэрга. Он в море уходит по льду. Лед здесь стоял паковый. Если раз в четыре года уйдет, — хорошо. С 2000 года лед улетает. С этого же времени и лежбище моржей появилось.
7 сентября, Нешкан
В переводе с чукотского Нешкан означает «голова нерпы», а второе значение этого названия – «девушка». Одна из гор имеет женские очертания. В поселке проживают примерно 800 человек. Прописаны – 740 человек. С жильем проблемы. Поселок чукотский, но все говорят по-русски. На кладбище похоронено много молодежи в возрасте от 20-ти до 35-ти лет. Вот и вчера утонул зверобой. При подходе к Нурмино волна опрокинула лодку. У берегов сильный накат воды. Кресты на кладбище, в основном, четырехугольные. Я встретил только один восьмиконечный крест. Христианство проповедуют жители Аляски. Сегодня начинается день выборов. К выборам приурочено возвращение в поселок кочующих бригад оленеводов. Идет натуральный обмен китятиной, олениной, рыбой. Один морж по стоимости равен двум оленям.
11 сентября, становище Нунему
Здесь было чукотское село. «Нунему» в переводе с чукотского языка означает «Пристанище». Вечная мерзлота залегает, примерно, на глубине около метра. При колхозе была звероферма. Разводили голубых песцов. С 1953 года сюда эскимосы приехали. В 1977 году людей посадили на вертолет, и увезли в Лаврентьево. Осталось несколько стариков, которым легче было умереть там, где родились, нежели уехать. Для жителей села был построен бетонный дом. Людям говорили: «Все у вас будет!» Это оказалось обманом. Некоторые местные жители даже постельное белье дома оставили. Основное качество характера бывших местных жителей – наивность. Они всему верят, и сами никогда не лгут. У жителей каждого села свой говор, да и внешность различается. Самое важное в жизни – это восстановление традиций, воспитание детей.
15 сентября 2013. Провидение
В центре района проживают 1420 человек. В селах района – 5400 человек. Переселение жителей из приграничных сел вызвано «холодной войной». В 80-е годы было до 3000 жителей. Строительство села началось с культбазы. В 20-е годы строили ее китайские рабочие, а сегодня строят жилые дома турецкие рабочие. Население увеличивается за счет приезда людей из сел. Работы нет у тех, кто работать не хочет.
Рассказывает оленевод:
— Средняя зарплата оленевода 18000 рублей. Офисные служащие на материке зарабатывают в два раза больше. Кто в тундру пойдет? Лисы здесь бегают, зайцы бегают, а в кармане ничего не бегает. Оленину мы сдаем по 124 рубля за килограмм, а в Анадыре ее продают по 300-400 рублей. В детские и дошкольные учреждения мясо сдаем по льготной цене или бесплатно. До 4000 тысяч шкур оленьих ежегодно гноим и выбрасываем. Кто их обрабатывать будет? Женщина за лето может выделать только 20-24 шкуры. Раньше оленеводство дотировали на 600 %. Сейчас бросили: живите, как хотите. Время продажи алкоголя у нас ограничено. Водкой и вином торгуют только по субботам. Как говорят, — «субботу ввели». Христиане не пьянствуют. Есть православные, а есть и пятидесятники вроде бы. Секта какая-то. Проповедники приезжали с Аляски, из Америки. Численность населения – 611 человек. Русских – 113. Со времен СССР остались украинцы, белорусы, казахи. Национальной розни у нас нет. Не помню ни одного конфликта. Что делить? Без взаимопомощи не выживешь. У людей, которые давно живут в селе, есть чувство хозяйское чувство по отношению к природе и ко всему, что здесь происходит. Мусор в тундре не оставляют. Все убирают за собой. Нет деления людей на «не наш» и «наш». Если увидят, что стоит машина, обязательно спросят у водителя, нужна ли помощь? Горючка (топливо) дорогая. Тундру изрыли вездеходами. Техника, которая тундру не давит, стоит очень дорого. В сельском поселении Ангуэме есть средняя школа-интернат, клуб, детский сад, пекарня, почта, ЖКХ, котельная, фельдшерско-акушерский пункт. 52 человека кочуют по тундре во время литовки – это период откорма оленей.
Канадские дома быстро ветшают. Требуют специального обслуживания, которого у нас нет. Пока топят, в этих домах тепло, поэтому мы сильно зависим от электроэнергии, от работы котельной. На Чукотке нельзя строить дома из фанеры: два слоя, утеплитель – и все. Из розеток дует. Лет пять-десять простоят канадские домики. Старикам удобнее жить в яранге, но в яранге не прописывают.
26 сентября. Анадырь
Американский континент осваивали протестанты. Арабский халифат создавали мусульмане. Для освоения Северного морского пути, что можно по праву приравнять к великим географическим открытиям, русские первопроходцы были православными. Арктика – это духовное измерение русской культуры. Территория диалога и сотрудничества разных народов.
Читайте наши статьи на Дзен