Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2014-08-22 19:03:48
Константин Маркелов

Отходники современной России

Зампред правительства РФ не так давно призналась: «В России из 86 миллионов граждан трудоспособного возраста только 48 миллионов работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем». Кроме того, что это означает, что идеи князя Кропоткина отлично работают в нашей стране, это значит, что есть 38 млн россиян, активных и трудоспособных, на которых государство положиться не может, так как ничего для них не делает. Попытку разобраться в том, кто эти люди, сделала группа ученых лаборатории муниципального управления ВШЭ под руководством профессора С.Г. Кордонского. Недавно их полевые экспедиции были подытожены в очень интересной монографии «Отходники» авторства Ю.М. Плюснина, Я.Д. Заусаевой, Н.Н. Жидкевич и А.А. Позаненко. Мы обратились к профессору ВШЭ, доктору наук Юрию Плюснину, и он сообщил нам о некоторых наиболее важных результатах этого исследования.

Кто такие современные отходники?

Современное отходничество, то есть трудовая миграция с обязательным возвращением домой, в социальном и территориальном отношении аналогично историческому. Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды. В целом современный отходник – это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания – частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место.

отходники

Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания. Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе – например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом».

100% отходников являются инициативными людьми, которые сами предлагают свои услуги или работы, или продукты труда. Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома.

График работы

Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска. Главный признак отходничества в этом смысле – еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды – чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам.

Специальности

Отходники сейчас – уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще — рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще – предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники — охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т.п. В последней сфере часто работают женщины – отходники. Интересно, что в северных городах – Каргополе, Никольске и других – исследователи не нашли ни одного охранника, там также нет женщин – отходников, что является определенной важной характеристикой распределения социальных ролей. В Каргопольском районе, например, есть целая группа людей, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи – обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. При этом очень много охранников и других неквалифицированных работников в областях, окружающих Москву. Это связано с тем, что в столице высока потребность в этом виде неквалифицированного труда, а в ближней провинции много людей с плохим профессиональным образованием.

чухломские_плотники

Чухломские плотники

Заработки

Все, конечно, зависит от квалификации и вида деятельности. Плотники приносят домой за сезон 500 000 рублей. Строители и водители – от 20 до 50 тысяч в месяц. Охранники – до 20 тысяч в месяц. При этом даже в нижнем пределе этот заработок выше того, что можно получить в своем городе – не больше 150 000 в год.

Количество отходников

ребятки

Доля неучтенного в экономике населения варьируется в зависимости от города от 15 до чуть ли не 50 процентов работоспособного населения. Такая разница возникает из-за того, что даже когда условия в городе несущественно улучшаются, отходничество резко идет на спад. Таковы Касимов, Торопец, Каргополь. Там же, где все возможности трудоустройства ограничиваются почти исключительно бюджетными местами, где нет никакой промышленности и недостаточно развито малое предпринимательство, до половины трудоспособного населения вынуждено отъезжать. Таковы Темников, Чухлома, Алатырь. По данным авторов исследования, численность «неучтённого населения» составляет около 1/3–31,5%. Они использовали и данные местных властей, и обходы домов, и другие методы.

Куда отходят

В первую очередь в Москву и Подмосковье – 78%, но нужно иметь ввиду, что «Подмосковьем» называют все сопредельные с Московской областью регионы – Калужскую и Рязанскую, Тульскую, Владимирскую и даже Тверскую, так как основная масса строящихся там домов – московских дачников. На втором месте идет Санкт-Петербург, куда чаще ходят из близлежащих или традиционно связанных областей: Псковской, Новгородской, Тверской, Карелии, Архангельской, Вологодской и Костромской. На третьем месте идут центры своих регионов, а на четвертом (8%) – так называемый Север, как называют практически любое удалённое от их дома место в восточном и северо-восточном направлении, включая Урал и Сибирь: Ненецкий автономный округ, Республику Коми и всю зауральскую территорию России, включая и такой достаточно южный регион как Приморский край. Как правило, работа «на Севере» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов для их транспортировки, обустройством территории (в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов).

Особенности распределения

В 16 обследованных городах масса отходников распределяется примерно по трети на тех, кто уезжает в ближний, средний или дальний отход. В окружающих Москву областях – Рязанской, Орловской, Тверской, Ивановской, Мордовии и др. преобладает отход на ближние расстояния, в более удалённых Вологодской, Костромской – отход на средние расстояния. Естественно, что в каждом конкретном городе «предпочитаемые» расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Например, преимущественно на ближние расстояния уезжают отходники Касимова, Темникова и Кинешмы (в Москву), Подпорожья (в Санкт-Петербург), Чердыни (в Красновишерск, Соликамск, Березники и Пермь). Отходники Костромской области (Солигалич, Чухлома, Макарьев, Кологрив), Никольска, Торопца, Ардатова, Алатыря, Каргополя преимущественно отправляются на средние расстояния отхода (в ту же Москву, меньше в Питер). Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя.

Свои территории

рабочие

Постепенно складываются места отходов, где преимущественно трудятся земляки. Например, из Темниковского района Мордовии значительная группа жителей ездит работать на алмазодобычу в якутский посёлок Айхал, где уже сформировалась большая мордовская диаспора. Более того, даже главой администрации Айхала является мордвин. В Якутию ездит преимущественно мордовское население района, причём основная часть – из сёл. Например, практически во всех семьях из села Подгорного Канаково есть люди, работающие в Айхале. Из Подпорожского района Ленинградской области люди работают на конкретных юверлирных заводах, текстильных предприятиях, чайных фабриках и т.п. в Питере. А почти все село Вознесенье в истоке реки Свири и на окончании Онежского канала основная масса отходников – это так называемый плавсостав, то есть люди, работающие на судах Онежского бассейна. Водники там составляют порядка 75% от общего числа отходников.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: