Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: Илья Буяновский
2014-09-05 16:37:35
Илья Буяновский

Три обороны Севастополя

Из 13 советских городов-героев Севастополь – пожалуй, самый героический. Дважды  разрушенный до основания, парадоксальным образом нынешний Севастополь создан своими двумя оборонами, превратившись в настоящий город-эпос. «Третья оборона Севастополя», к счастью, так и осталась лишь красивым образом… но о произошедшем в Севастополе в 2014 узнал весь мир. Здесь, конечно, не об истории тех и этих событий, но о том, как они отпечатались в городском пейзаже.

Уцелевшие

Удивительно, но есть в Севастополе здания, пережившие две обороны, подобно древней арке в Нагасаки, которую не повалили ни землетрясения, ни ядерный взрыв.

— Графская пристань – для Севастополя как для Москвы Красная площадь. Её обустроил Потёмкин в 1787 году к визиту Екатерины II; колоннада со скульптурами в обе войны разрушалась, но воссоздавалась после них в первоначальном виде.

— Памятник капитан-лейтенанту Казарскому – скромный монумент над лестницей Матросского бульвара  — первый из многочисленных воинских памятников Севастополя. Александр Казарский в 1829 году на 18-пушечном бриге «Меркурий» вывел из строя два турецких линкора (в совокупности 200 орудий!) по методу Френсиса Дрейка – заходя между ними и ведя огонь с обоих бортов. В 1833 году капитана-героя отравили в Николаеве бороться с казнокрадством, а в Севастополе год спустя ему и поставили памятник, выстоявший всем смертям назло.

Башня Ветров

— Башня Ветров стоит во дворе близ Владимирского собора, и её верхушку опоясывают барельефы богов разных ветров: Борей, Кайкий, Афелий, Эвр, Нот, Липс, Зефир и Скерон, каждый со своей стороны света. Башню построили в 1849 году по образцу древней тёзки в Афинах, и это была всего лишь вентиляционная шахта библиотеки… спустя 6 лет сгоревшей вместе со всем городом под англо-французским огнём.

— Церковь Всех Святых – скромный храм на старом кладбище, освящённый в 1822 году – старейшее здание Севастополя: ведь это была окраина за линией обороны. По той же причине сражения почти не затронули древнегреческий полис Херсонес Таврический.

— Укрепления Северной стороны – хорошо заметные с бухты Константиновская (у входа) и Михайловская (напротив центра) батареи 1840-х годов и скрытое в глубине района Северное укрепление начала XIX века, всё ещё занятое воинской частью. С моря город был прекрасно укреплён – и потому его атаковали с берега.

 Первая оборона

 Крымская война была давно, но след оставила немалый – шутка ли, конфликт с двумя сильнейшими державами мира, опережавшими Россию на поколение: парусный флот против парового, гладкоствольные ружья – против нарезных, а николаевские чинуши вроде бездарного Меншикова – против ветеранов колониальных войн. Оборона длилась 349 дней, с осени 1854 по конец лета 1855-го, и унесла две с половиной сотни тысяч жизней – почти поровну с каждой стороны. Россия проиграла, но надорвалась и Англия, не решившись продолжать войну, а пережитый позор и смерть Николая I заставили Россию меняться. На 4-м бастионе начинал писательский путь Лев Толстой, снятая в 1911 году «Оборона Севастополя» стала первым русским полнометражным фильмом. А уж в самом городе…

Владимирский собор

— Владимирский собор на вершине Городского холма был заложен накануне войны над склепом Михаила Лазарева (1851) – первого человека, увидевшего Антарктиду. Цветущий предвоенный Севастополь был его детищем. Оборона пополнила склеп могилами ещё трёх адмиралов: Владимира Корнилова (17 октября 1854), Владимира Истомина (19 марта 1855), Павла Нахимова (12 июля 1855), собор же в разрушенном городе строился медленно и освятили его лишь в 1888 году.

Памятник Затопленным кораблям

— Памятник Затопленным кораблям – символ Севастополя, стоит в воде у Приморского бульвара с 1905 года. Туристы часто называют его «памятник погибшим кораблям», но это ошибка: парусный флот, бесполезный против английских пароходов, защитники города затопили на входе в узкую бухту, таким образом закрыв её от врага. Много в Севастополе и иных памятников той обороне и её героям – например, Нахимову на площади его имени или матросу Кошке на улице Героев Севастополя.

— Укрепления. Город встретил врага почти не готовым к сухопутной обороне… но дело спас Эдуард Тотлебен, военный инженер, позже построивший немало неприступных крепостей для России. В кратчайшие сроки и легчайшую смету он создал целый укрепрайон, в первую очередь – полукольцо 7 бастионов, охватывающих город с юга. Самое известное из тотлебенских укреплений – башня на Малаховом кургане, близ которой был убит французским штутцерным стрелком Нахимов. Кое-что есть и в других районах: укреплённый госпиталь 1-го бастиона на ул. Хрулёва, 8 (Корабельная сторона); стена 7-го бастиона с бойницами вдоль лестницы Крепостного переулка над Центральным рынком; башенка на увековеченной Владиславом Крапивиным 6-й Бастионной улице,  да и сами названия «нумерных бастионных» улиц в разных частях города. Бастионы и люнеты также сохранились – но лишь в виде неровной земли, усеянной старыми пулями.

Панорама Оборона Севастополя

— Мемориальный комплекс. Севастополь стал первым в России городом-мемориалом битве, и сделали его таковым отнюдь не Советы, а ещё царская власть в 1905 году. Особенно известна, конечно же, панорама «Оборона Севастополя» в огромном круглом здании на Историческом бульваре.

4-й Бастион

 

— Но пройдя по бульвару чуть дальше, можно увидеть увековеченный Толстым 4-й бастион, воссозданный в боевом обличии – вплоть до цементных реплик матов из корабельного каната, защищавших артиллеристов от штутцерных пуль. Во рву – зияющие подкопы и вывороченные глыбы: следы минной войны, а на соседних холмах когда-то стоял неприятель. Чуть менее популярен мемориал Малахова Кургана – уже упомянутая башня у места гибели Нахимова, братская могила французов, очень красивый памятник Корнилову…

Монумент Героям Вылазок на 3-м бастионе

Памятники были и на других бастионах, лучше всего сохранившись на 1-м, 2-м (скромные знаки) и 3-м (монумент «Героям Вылазок»), на далёком Камчатском люнете, где был убит адмирал Истомин. Кое-где среди домов, особенно у бастионов, ещё стоит каменная стенка, которую легко перешагнуть – в 1905 году её выстроили по всей старой линии обороны.

Никольский собор на Братском кладбище

— Братское кладбище на Северной стороне – на самом деле главный памятник тех событий. Его Никольский храм-пирамида (1857-70) по сей день довлеет над бухтой. Там хоронили убитых защитников города… но там похоронили и тех, кто пережил войну, таких как Тотлебен или генерал Степан Хрулёв, при сдаче города покинувший его последним. Всего на кладбище 130 именных могил и 472 братских, и место это не только священное, но и невероятно красивое.

 

Вторая оборона

 

Вновь враг пришёл спустя без малого век, и точно так же – с суши. Командовал частями вермахта легендарный Эрих фон Манштейн, грозивший взять город штурмом за три дня. На деле оборона длилась 249 дней, с сентября 1941 по июль 1942, и более нигде за всю войну немецкая артиллерия не достигала такой плотности огня, используя даже гигантские орудия типа «Доры» и «Карла». Они взяли Севастополь, потеряв убитыми и раненными 300 тысяч человек против 200 тысяч – у защитников. Штурмом за три дня же город взяла Красная армия в мае 1944-го.

 

Здесь стоял дом первых жертв Великой Отечественной

— Первые жертвы войны. Почему-то забытый на фоне Брестской крепости факт: Великая Отечественная началась с авианалёта на Севастополь. Даже не бомбардировка: немцы хотели поставить минное заграждение на входе в бухту. Но одна из мин в 3:52 по местному времени упала на дом на углу нынешних улиц Нефёдова и Партизанской. Его жильцы – 21 человек, в том числе семьи Соколовых, Бабаевых, Годуадзе, Мангупли, стали первыми из 27 миллионов жертв Великой Отечественной. На кладбище церкви Всех Святых есть могила семьи Соколовых, а на месте дома – скромный памятный знак.

 

Солдат и Матрос

— Солдат и матрос. Типично советская гигантская скульптура бойцов в экспрессивной позе стоит на Хрустальном мысу и обозревает пол-города. Построенный в 1980-е годы, памятник должен был стать частью музея, чьё недостроенное здание так и стоит рядом. Чуть поодаль – обелиск «Штык и Парус» (1977). По дороге к монументу, на улице адмирала Владимирского, можно увидеть бетонные сооружения батареи №11 и дальномерный пункт рубежа XIX-XX веков, также участвовавших в той обороне.

 

— Подземные объекты. В 1941-42 годах под ураганными обстрелами город начал зарываться в землю – в тоще холмов строились госпитали, электростанции, фабрики, штабы… и многие из них сохранились. Обычно снаружи видны лишь ворота прямо в склоне или торчащая наверху труба. Оборудованных для посещения объектов среди них нет, так что более подробный рассказ оставим диггерским форумам.

 

Башня на Малаховом кургане

— Малахов курган оставался ключевой высотой и второй обороны. Батарея лейтенанта Алексея Матюхина с его вершины исправно била по немецким позициям, и немцы в долгу не оставались. К концу обороны курган был гол, как коленка, и перепахан воронками, но взять его немцы смогли только штурмом. Ныне в парке на Малаховом кургане воссозданы орудийные позиции и инфраструктура батареи, а на Аллее Дружбы ещё стоит чахлое миндальное деревце – уцелевшее в тех боях.

 

Мемориал 35-я Батарея

— 35-я Батарея. Пожалуй, самое трагическое место Севастополя – руины батареи и аэродрома на самом западном городском мысу Херсонес, обращённые не к бухтам, а в открытое море. Построенная в первой трети ХХ века, батарея надёжно защищала город с моря, но стала последним рубежом сухопутной обороны. Здесь немцы добивали сражавшихся до последнего защитников, брошенных командованием на произвол судьбы – всего убитыми и пленными более 70 тысяч человек. Возможно, поэтому мемориал тут построен лишь в 2006-11 годах – раньше о тех чёрных днях предпочитали не вспоминать. Вдохновителем и меценатом музея и Пантеона Памяти был небезызвестный Алексей Чалый, вход сюда бесплатный, но очередь желающих посетить – длинная.

 

Диорама Штурм Сапен-горы

— Сапун-гора. Более известный мемориал посвящён не обороне, а освобождению города в мае 1945 года. Укрепрайон на Сапун-горе, с которой как на ладони вся Балаклавская долина, обустроили немцы – а Красная Армия взяла за один день, и столь же плотный огонь за всю войну вёлся лишь по Берлину. Теперь на горе два обелиска (один, на опушке, поставлен в 9 мая 1945 года – в первую годовщину освобождения Севастополе), диорама «Штурм Сапун-горы», часовня, музей военной техники… в том числе немецкой.

 

— Прочие памятники – а их в городе десятки: героям, сражениям, просто Победе и Славе. Где-то – обелиск, где-то – скульптура, а за Стрелецкой бухтой Парк Победы (1975). В сущности, наследие Второй обороны – сам облик города, построенного заново силами всего СССР. Белый и величественный Севастополь 1950-х годов – и редкие-редкие дома царских времён, построенные после Первой обороны и пережившие Вторую.

 

Третья оборона

Парад кораблей Черноморского флота

Словосочетание «третья оборона Севастополя» появилось в середине нулевых, когда украинские власти пытались выжить русский флот из города русской славы. К счастью, Третья оборона была мирной – но как показали дальнейшие события, риск того, что на город обрушится огонь украинских «Градов» был совсем не иллюзией.

Граффити на проспекте Героев Севастополя

Памятников произошедшему пока что нет, да и не время их ставить, разве что патриотическое граффити во всю стену на улице Героев Севастополя, 46. Ну а севастопольцы с удовольствием покажут, где в январе «развернули» приехавших в город националистов-агитаторов, где встречали «Беркут» и митинговали за народного мэра Чалого, а где стоят бывшие корабли украинского флота, вплоть до несчастной подводной лодки «Запорожье».

Подводная лодка Запорожье

Общим памятником всех трёх оборон можно считать парад кораблей Черноморского флота на День ВМФ – уже не первое десятилетие главной праздник Севастополя.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: