Заонежье: деревянная сказка Русского Севера
Деревянное зодчество Русского Севера – уникальное культурное явление. Построенные без единого гвоздя, церкви, погосты и избы до сих пор хранят память веков. Приглашаем в путешествие по деревянному Заонежью.
Заонежье как музей истории
Заонежье – земля с богатой и древней историей. Археологи находили здесь стоянки доисторических времен, позже на этих землях проживали саамы, вепсы и карелы. В XIII веке из Псковско-новгородских земель сюда стали переселяться русские. В 1478 году Заонежье в составе Новгородских земель присоединяется к Русскому централизованному государству.
В заонежском селе Толвуя в начале XVII века отбывала свой пятилетний ссыльный срок боярыня Ксения Ивановна Романова, постриженная в монахини под именем инокиня Марфа, мать первого российского царя из династии Романовых — Михаила. Сюда бежали раскольники, в заонежском Палеостровском монастыре были совершены первые старообрядческие «гари».
Сегодня на территории Заонежья расположено более 126 памятников архитектуры, 300 памятников истории и культуры, 71 памятник археологии, 3 историко-архитектурных ансамбля (Кижский погост, Клименецкий и Палеостровский монастыри), 55 исторических поселений.
Заповедник
Заонежье – настоящий заповедник русской деревянной архитектуры. Здесь до сих пор сохранились деревянные церкви и погосты возрастом в несколько веков. Самая старая из сохранившихся церквей – Церковь Воскрешения Лазаря, построенная не позже 1391 года. Она была перенесена в Кижи из Муромского
К концу XIX века в Заонежье проживало 45 тыс. жителей, к 1933 году их число сократилось до 26,3 тысяч. Сегодня здесь живет не больше 7 тысяч человек. Причем большая их часть сосредоточена в административных центрах. Ещё в XIX веке в Заонежье насчитывалось больше 350 поселений, сегодня их здесь девяносто два.
Все под рукой
Северные избы уникальны тем, что в них обеспечивалась полная автономность семьи в долгие зимы. Жилые и хозяйственные помещения здесь планировались вместе. В Заонежье встречается три основных вида изб: «брус», «глаголь» и «кошель». Изба первого типа представляет собой длинный дом, в котором все помещения, и жилые и хозяйственные, спланированы в один сруб, перекрытый общей двускатной крышей. В избе типа «глаголь» жилые помещения расположены под прямым углом к хозяйственным. В «кошеле» все помещения сгруппированы в один квадратный в плане сруб, а называется изба так, потому что по форме напоминает кошель — вершина её двускатной крыши расположена не над центром дома. Один ската кровли короткий и крутой, второй длинный и пологий.
У каждого мастера свой «конек»
«Охлупень» или «шелом» – самое верхнее бревно на крыше избы. В Заонежье он традиционно завершался изящным «коньком», по которому можно было всегда судить о том, какой мастер ставил дом.
«О двадцати стенах»
Кижский погост известен своей красивейшей церковью Преображения Господня. Она по своему уникальна. В конце XV века храм такого типа называли «о двадцати стенах». Что это значит?
Преображенский храм состоит из трех поставленных друг на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных, восьмистенных срубов. Нижняя часть храма окружена вплотную приставленными к ней и направленными по сторонам света прямоугольными объемами («прирубы»). Число внешних и внутренних стен нижнего восьмерика и прирубов дают в сумме искомые 20. В результате храм превращается в единый шатер с четырьмя гранями из главок. Общее число глав на храме – 22 (по ярусам: 4+4+8+5 и 1 над алтарем).
Первая Преображенская церковь сгорела. План же новой церкви, по преданию, был начерчен самим Петром I: «Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план».