Молитва в разных традициях: в чем разница
Молитвы являются частью духовных практик практически всех религий, однако исполнение молитвенных правил в разных традициях различно. Отличаются и тексты, и способы чтения, и даже мотивы.
Христианство
Прямые указания на необходимость молитвы неоднократно встречаются в Евангелии. В Евангелии от Матфея, наставляя учеников, Иисус Христос говорит им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».
В Евангелии от Марка: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время», в Евангелии от Луки: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь».
Призывали к молитвам и апостолы. Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам призывает: «Непрестанно молитесь».
В христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. Для мирян традиционно считаются обязательными утренние и вечерние молитвенные правила. Они могут быть полными и краткими.
Отношение к молитве в православии, католицизме и протестантизме различно.
Идеалом в православном исихазме является молитва безОбразная. Преподобный Мелетий Исповедник говорил: «Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога».
В католичестве, а тем более в протестантизме молитва носит более «личный» и «объектный» характер.
В ордене иезуитов Игнатия Лойолы, католического святого, была даже своего рода медитация особого характера: «Представить мысленно огромные языки пламени и души как бы заключенные в раскаленные тела. Услышать упреки, плач и вопли, предание проклятию Иисуса Христа и святых Его».
В православии отношение к молитве прямо противоположное. Феофан Затворник писал: «Когда размышляете о Божественном, тогда можно вообразить Господа, как потребуется. Но во время молитвы никаких образов держать не следует. Если допустите образы, то есть опасность – начать молиться мечте».
Главная христианская молитва — «Отче наш», или Господня молитва. Она приводится в Евангелиях от Луки и в Евангелии от Марка.
Также одна из самых употребляемых — Иисусова молитва, имеющая основополагающее значение в практике исихазма. Она также называется умно-сердечным деланием, деланием сердца, умно́й молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума.
В христанстве (и в православии, и в католицизме, и в протестантизме) для удобства чтения молитвенных правил дозволяется использовать четки. В католицизме даже существуют виды молитв (розарий, венчик), предназначенные для чтения по четкам.
В православии четки скорее атрибут монахов, мирянам рекомендуется просить благословения на их использование. Исторически четки в православной традиции стали атрибутом верующих из-за низкой грамотности, когда молитвы читались по пямяти. Обязательное использование чёток-лестовок сохранено старообрядцами.
Католические четки (розарий) состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад. Также могут использоваться чётки с 33 и 150 зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.
В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.
Иудаизм
До эпохи Второго царства в иудаизме не было регулярных обязательных молитв. Иудей мог обратиться к Господу в любое время в произвольной форме. Основную часть богослужения составляли жертвоприношения.
Молитвенные правила иудаизма были регламентированы в VI веке до н.э. после эпохи Вавилонского пленения.
Главной молитвой в иудаизме является амида, которую также называют «Шмоне́-Эсре́», что переводится как «18» (число входивших в неё частей-благословений). Во II веке к этим восемнадцати благословениям было добавлено ещё одно — против еретиков и доносчиков, однако старое название сохранилось.
Так как чтение Амиды является заменой храмовых жертвоприношений, её читают три раза в день — в утренней (шахарит), дневной (минха) и вечерней (маарив) молитвах.
Часто ошибочно главной еврейской молитвой называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), однако в Сефер мицвот (Книге заповедей) обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.
Шма правильнее называть декларацией иудейской веры, это литургический текст, состоящий из 4 цитат из Пятикнижия. В нем декларируется единственность Бога, любовь к Нему и верность Его заповедям («Господь — Бог твой, Господь — един»).
В иудаизме чтение некоторых молитв можно совершать только в миньяне — группе из десяти евреев старше 13 лет. По поводу того, кто может входить в миньян в галахической литературе ведутся бесконечные споры.
Так, дискуссионным является вопрос, считать ли участником миньяна спящего человека, а также может ли входить в миньян человек в состоянии опьянения.
Насчет последнего, исключение делается для запойного пьяницы, если остальные члены миньяна могут подтвердить, что он «все понимает».
В истории иудаизма было множесто интересных моментов, связанных с историей молитвенного богослужения. Так, государственные власти нееврейских стран, где жили евреи, с подозрением относились к молитве «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года.
В Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Бог каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».
С возникновением хасидизма молитва заняла еще более важное место в религиозной жизни евреев.
У хасидов молитва имеет значение как путь познания Творца и приобщения к транцендентному. В книге «Тания» (основополагающей книге хасидизма) прямо указывается, что в наше время основная форма служения Всевышнему – не изучение Торы, а именно молитва.
Ислам
В исламе существует два вида молитв: намаз (обязательные молитвы) и дуа (произвольные молитвы).
Обязательными и самыми важными в исламе являются 5 ежедневных ритуальных молитв:Фаджр (предрассветная молитва), Зухр (полуденная молитва), Аср (послеполуденная молитва), Магриб (закатная молитва) и ночная молитва Иша.
Значимость молитвенного правила в исламе очень велика. Пророк Мухаммед говорил: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!».
В одном из хадисов также сказано: «Первое, о чем человек будет спрошен в день Суда – это о вовремя совершенном намазе».
Если есть возможность, то праведные мусульмане должны стремиться к молитве в мечети, если такой возможности нет, то для намаза подходит практически любое место.
Перед обязательной молитвой звучит призыв к ней – Азан, являющийся проявлением благочестия.
Для чтения намаза необходимо соблюдение нескольких правил. Во-первых, перед молитвой правоверный мусульманин должен совершить омовение (полное, либо частичное), во-вторых, молитва должна совершаться в неоскверненном месте, свободном от нечистоты — наджасы. Верующий должен быть обращен по направлению к Каабе, мусульманской святыне.
Важна также чистота одежды мусульманина, а также её соразмерность: одеяние должно прикрывать аурат – места, которые по шариату должны быть закрыты (у мужчины – часть тела от пупка до коленей, у женщины – все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног).
При совершении намаза верующий мусульманин должен обладать искренним чистым намерением, а также находиться в трезвом рассудке, поскольку алкоголь и наркотики в исламе находятся под строгим запретом. Это — харам.
Дуа (произвольные молитвы) в исламе есть на все случаи жизни. Праведные мусульмане знают, что Аллах слышит любую молитву, поэтому разрешены как устные, так и «молчаливые» дуа, которые произносятся вслух или «про себя» на том языке, на котором верующему удобнее изъясняться.
Также в исламе существует зикр — духовная практика, заключающаяся в многократном повторении молитвенных формул, прославляющих Аллаха.
При совершении зикра обычно используются мусульманские четки (кроме ваххабизма), которые называются субха, мисбаха или тасбих. Обычно они состоят из 99 бусин, по числу имен Аллаха.
Буддизм и индуизм
Среди религиоведов до сих пор нет единого мнения по поводу того, можно ли считать индуистские, буддистские, джайнистские и кришнаитские мантры молитвами. Спорно и то, можно ли считать молитвой механический процесс вращения молитвенных барабанов в ламаизме.
Мантры — это священные тексты на санскрите, принятые в вышеперечисленных религиях. Как правило, от верующих требуется точное повторение её звуков.
Значение имеют как слова мантры, так и каждый звук в них. Одна из наиболее известных мантр — сакральный звук «Ом».
Российский богослов Алексей Ильич Осипов считает, что мантры отличны от православных молитв. Он пишет: «Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер. Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла. Это находим в индуистской практике, например, в мантра-джаппа, призывающей человека как можно больше, чаще, быстрее произносить имя божие, которое само по себе очищает человека, приводит его в состояние самадхи».
Чтение мантр часто проходит при помощи четок. В буддизме традиционное количество бусин в четках — 108. Каждая бусина четок используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108.
Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен.
В индуизме также существует практика ранголи, которую иногда также условно соотносят с молитвой. При её совершении на плоскости красками или песком рисуется определенный орнамент. Тибетские монахи при помощи практики ранголи создают песочные мандалы.
Читайте наши статьи на Дзен