Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-09-12 08:03:35

Как ногайцы живут в Карачаево-Черкесии

Мы рассказали о ногайцах, которые живут в Астраханской области, однако этот народ встречается и в Карачаево-Черкессии. Есть ли отличия у ногайцев из разных частей России?

Астрахань осталась позади, и теперь наш путь лежит в Карачаево-Черкесию, родину кубанских ногайцев. Их всего 15 тысяч человек – всё, что осталось от полумиллионного ногайского этноса в составе Крымского ханства. В Карачаево-Черкесии у ногайцев свой автономный район, возникший всего 10 лет назад путем выделения из Адыге-Хабльского района. Как сказал глава аула Икон-Халк: «За это время стало лучше, ведь рабочих мест стало больше: была одна администрация, а стало две».

Откуда деньги?

Мы находимся в ауле Адиль-Халк – на удивление чистом, в котором много современных домов, а также есть школа, мечеть, детский сад и шахматный клуб. В глаза бросается то, что у немалой части домов солидные ворота: цена подобных от 300 тыс. руб. Но на самом деле все просто: деньги на дома добываются не здесь, а на Севере, куда ногайцы едут на заработки, но где немногие готовы пустить корни.

Поэтому ногайцы и разрываются на два места: одни уезжают на сезон, оставляя семью в ауле, другие вместе с семьей перебираются на Север, но каждое лето все равно проводят на родине, третьи живут на Севере постоянно, но при выходе на пенсию возвращаются на землю предков. Нам сказали, что в ауле имеется 5-6 долларовых миллионеров – судя по некоторым домам, это похоже на правду.

Вообще, само существование жизни в ауле немного противоречит законам экономики; тем более удивительно это наблюдать у кочевого в прошлом народа, а сравнение с русской глубинкой вообще не имеет смысла.

Кубанские ногайцы

Кубанские ногайцы отличаются от астраханских не только внешне (чаще встречаются европеоидные лица), но и ментально. Все-таки это Кавказ, и консерватизма тут больше, что видно по женским платкам, более строгим цветам одежды, более замкнутому поведению женщин. При этом к суворовским событиям (массовое уничтожение и выселение ногайцев во время и после окончания Русско-турецкой войны 1768-1774 годов) здесь не стесняются применять термин «геноцид», хотя в Астрахани некоторые даже оправдывали Суворова («государев человек», «выполнял приказ» и т.д.). Но доброта, открытость и гостеприимность не уступают тому, что было в Астрахани.

Отличается и природа: бескрайние степи остались позади, везде горы, и практически отовсюду виден Эльбрус. Местных ногайцев уже нельзя назвать степняками – они горцы. Возможно, именно поэтому у них сохранилось коневодство – еще одно отличие от Астрахани.

В Ногайском районе около 50 человек держат лошадей, в среднем по 2-3 головы. Большинство из них – беговые породистые. Другим, беспородным, повезло меньше: ногайцы – единственный народ в республике, кто есть конину.

Как предки

Рустам и Радик – родные братья, первому 45, второму 42. Оба живут с семьями в ауле, достраивают свои дома. Раньше работали на Севере, теперь пытаются зарабатывать в республике, хотя Рустам сказал брату: «Хватит уже дома сидеть, съезди, что ли, на Север поработай». Правда, «сидеть дома» не означает ничего не делать: они занимаются животноводством, у одного дома большой инкубатор, купили несколько гектаров земли. Но это не мешает вести размеренную жизнь. «Проснусь, помолюсь, опять посплю, потом завтрак, лошади, встречи, – говорит Радик и добавляет, — вообще нам хорошо живется, мясо девать некуда. Недавно зарезали барана, дали мяса собакам – они так наелись, что не все съели».

У братьев на двоих 8 лошадей, все породистые и участвуют в бегах. Бега проводятся 3 раза в год: обязательно в честь праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам и еще один раз когда придется. За неделю до нашего приезда проходили бега, посвященные 25-летию республики. Помимо непосредственного участия в этом мероприятии Рустам и Радик занимались и его организацией: искали спонсоров, подключали аудиторию. На все 6 заездов получилось найти спонсоров, даже власти в этот раз немного помогли – как-никак юбилей.

Меня интересует, зачем они всё это делают. Ответ прост, но не понятен: «Потому что наши предки этим занимались».

Разведение лошадей – это не бизнес, а скорее хобби. Туристов на таких лошадях не покатаешь, учеников для обучения верховой езде в ауле не найти (кто хочет – покупает лошадь и сам учится). Единственный возможный доход – продать хорошего скакуна, что нечасто случается. А расходов много: помимо времени, также корм, прививки, документы, обустройство конюшен и т.д.

Но все это не просто ради забавы и удовольствия – есть еще одна, более веская причина: дело в том, что местные коневоды хотят восстановить ныне утраченную ногайскую породу лошадей. Официально такой породы нет, хотя фактически большинство коней Предкавказья являются потомками лошадей, которых использовали ногайцы – когда-то ведь этот народ был достаточно многочисленным.

Более того, знаменитая карачаевская порода была выведена на базе неприхотливых коней прикавказских степей, то есть от ногайских лошадей. Нет, ногайцы не претендуют на карачаевскую породу, но им немного обидно, что кабардинская и карачаевская породы есть, а ногайской – нет.

Современные ногайские лошади не пройдут иммуногенный контроль для подтверждения породы, потому что в них много разной крови. Поэтому приходится заказывать паспорта с родословной для каждой лошади, выводить новых лошадей, более ногайских, с более чистой кровью. А еще Рустам поедет на рязанский конезавод изучать архивы. И все ради того, чтобы однажды «потребовать юридического закрепления породы», когда термин «ногайская порода» станет официальным, а не разговорным.

Я снова спрашиваю, зачем всё это. И слышу уже более понятный, но не менее глубокий ответ: «Чтобы потомкам что-то осталось».

Собачьи бои

Кавказ – особый регион, и ход лошади здесь особый: не стандартные рысь и галоп, как в Европе и России, а традиционный – иноходь (распространенная также в Америке). Техника этого аллюра проста: сначала перемещаются 2 правые ноги, потом 2 левые и так далее. Лошадь всегда так движется, независимо от того, идет она или бежит, у нее нет смены аллюра (как у европейских лошадей шаг-рысь-галоп). Благодаря такому ходу лошадь практически не трясет наездника, и на ней, по выражению Радика, можно ехать и пить чай. «А вообще, иноходь как Бугатти».

Помимо бегов у местных ногайцев популярны собачьи бои. О кавказских волкодавах здесь даже сняли клип – сделал его на свои деньги один скромно живущий дедушка, Магорби Сеитов. Он обращался за поддержкой в местные культурные организации, но они не помогли, бизнесмены последовали их примеру, а газета о дедушке говорила как о местной звезде, но почему-то тоже никак не помогла – могли бы хоть монтаж сделать, все-таки 17 человек там работает. Клип, конечно, получился простеньким и явно не покорит Youtube, но сам факт записи вызывает уважение.

В отличие от лошадиных бегов, собачьи бои – это больше бизнес, чем хобби: кто-то получает доход от ставок, кто-то продает хороших бойцов (покупатели есть даже в Китае), кто-то получает немалые призовые. У боев турнирная система: победители участвуют в чемпионате республики, есть также чемпионат страны. Бои стараются не доводить до смертельного исхода, но иногда бывает и такое. Проигравшая собака или оправляется на кошару (ферму) пасти скот, или может участвовать в боях в следующем году – все зависит от хозяина. Конечно, можно назвать бои дикой традицией, пережитком прошлого, но с другой стороны, это один из поводов взаимодействия внутри общества: мужчины регулярно собираются вместе обсудить лошадей и собак, а заодно и все насущные проблемы.

Кто-то скажет, что бега и бои – это не ногайская культура, а общекавказская. Пусть так, но это лучше, чем алкоголизм и запустение. Кстати, Рустам и Радик уже несколько лет не пьют – из-за влияния ислама. По этой же причине и собачьи бои теряют популярность: ставки и азартные игры осуждаются этой религией.

Ногайская гордость

Поговорили и о жизни. На вопрос, есть ли какое-то негативное чувство к русским за суворовский геноцид, ответили: «А у вас есть к немцам? Нет? Вот и у нас нет». Радик также сказал, что у него много друзей русских, еще с армейских времен, и что ногайцы толерантны к другим нациям. «Этнических проблем нет, только социальные».

Помимо безработицы, есть и земельные вопросы. Дело в том, что часть земли, которая раньше принадлежала аулу, отошла после разделения другому району, поэтому пастбищных земель стало меньше. Но именно для братьев эта проблема уже не актуальна, так как они недавно купили несколько гектаров. «Это моя земля, мой дом, пусть тут не очень хорошо, но я этот край улучшу», – говорит Радик.

Лошади 5

Рустам гордится своими конями: они принесли два первых места и одно третье, причем на коне, прискакавшем третьим, наездником был сам Рустам. Он показывает грамоты и радуется как ребенок. Потом братья начинают говорить, что в их районе и спортсмены лучшие, и кони. Но это все по-доброму, без надменности. Юсупова, перешедшего на службу к Ивану Грозному, назвали предателем, так как он отступился от религии ради денег. Показали видео из Эрмитажа, на котором экскурсовод говорит о Сююмбике, правительнице Казанского ханства, что она ногайская княжна (обычно говорят татарская). Братья горды за «ногайский мир», но в этой гордости нет агрессии.

Непонимание случилось, когда Радик предложил поесть. Он сказал жене, чтобы она накрыла на стол – она накрыла, но с нами обедать не стала, а только обслуживала. Впрочем, в Дагестане была подобная картина, и там жена собеседника сказала: «У вас мужской разговор, и я не хочу вам мешать». А одна бабушка-коммунистка и убежденная атеистка, которая предложила у себя переночевать, приготовила ужин, но с нами за стол не села: «Это как-то неприлично кушать вместе с незнакомыми мужчинами».

В братьях очень понравились оптимизм, открытость и искренность, которые перечеркивают многословие (врожденное у всех ногайцев) и тягу к приукрашиванию (врожденную у всех мужчин). Они убеждены, что человек – хозяин своей жизни, ответственен за нее, а государство ему ничего не должно.

Удивлялись, что люди ремонтируют дом, вместо того чтобы построить новый. Говорили о важности матери в жизни каждого человека. Несколько раз упоминали о возрождении культуры. Посоветовали обязательно почитать Гумилева. Звали снова в гости. И выдали интересную мысль: «Как выберешь жизнь, так она и пойдет. Не нужно бояться перепадов, взлеты сменяют падения, а если всё ровно, значит, ты мертвый».

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: