Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-09-26 17:01:57

7 фактов о Воздвижении Креста Господня

27 сентября православные отмечают Воздвижение Креста Господня. Праздник, посвященный событиям, описанным в Новом Завете.

Смысл почитания Креста

Крест – самый узнаваемый атрибут христианской церкви. Он возвышается над каждым храмом, крестным знаменем осеняют себя верующие. Символ Таинства Крещения, он дается людям как духовное оружие против греха, зла, болезни и смерти. Он напоминает о жертве, принесенной Богом ради спасения человека, о крестных страданиях пришедшего на Землю Иисуса Христа. Именно через кровь, пролитую на Кресте, люди обретают искупление грехов.

Тема Креста – одна из главных тем не только Нового Завета, ей посвящено огромное количество трудов святых отцов Церкви. В IV веке Кирилл Иерусалимский, размышляя о значении креста, пишет: «Всякое деяние (действие) Христово – похвала Вселенской Церкви, но похвала похвал – крест».

В Русской Православной Церкви почитанию Креста посвящены три праздничных периода – Крестопоклонная неделя Великого поста, воспоминание о чудотворности древа Честного Креста и Воздвижение, о котором мы говорим в этой статье.

Две истории

Празднование Воздвижения Креста Господня идет неделю, отдание праздника — 4 октября. Русская Православная Церковь вспоминает не только обретение Креста в Иерусалиме, но и его возвращение в святой город тремя столетиями позже. Праздник, установленный в VII веке, христиане соединили с Воздвижением.

Связь этих значимых событий в истории христианства прослеживается  в обряде – как при обретении, так и при прославлении Честного Креста предстоятель церкви воздвигал, иными словами, поднимал Крест над головой, обращая его ко всем сторонам света.

Капище на Голгофе

О том, как Крест оказался на Голгофе, о крестной смерти Иисуса Христа повествует Новый Завет, с содержанием которого так или иначе знакомы многие. Что же было дальше? Язычество охватило Иерусалим. А в 70 году н. э. город был захвачен и разрушен римским императором Титом: место распятия и смерти Иисуса Христа –  центр христианского поклонения — в ряду многих других было разорено и погребено под мусором.

Позже римский император Адриан, желая уничтожить любое напоминание о христианской вере, засыпал место положения гроба Господня землей и камнями — «скала Креста» стала местом поклонения, но теперь языческого. На Голгофе было построено капище Юпитера и Венеры.

«Сим победиши»

По преданию император Константин в борьбе с соправителями Римской империи Максентием и Ликинием перед одним из сражений увидел на небе Крест с надписью «Сим победиши». Идея найти Крест Господень захватила императора. Став в 326 году полновластным правителем Римской империи, он начал поиски.

Равноапостольный Константин внес значительный вклад в христианскую историю. Благодаря его усилиям в 1326 году были найдены Гроб Господень и Животворящий Крест. Он установил новое летоисчисление в противовес языческому, выпустил первых христиан из катакомб.

Миссия Елены

Праздник Воздвижения Креста Господня посвящен, прежде всего, его обретению. В Палестину на поиски Креста император Константин отправил свою мать, царицу Елену. В Русской Православной Церкви царица Елена, как и ее сын, почитаются святыми.

Стараниями царицы и иерусалимского патриарха Макария была обнаружена пещера Гроба Господня, а совсем рядом были найдены три креста. Чтобы определить, на каком же из трех был распят Христос, патриарх Макарий поочередно приложил кресты к покойнику. Последний ожил в тот момент, когда на него был возложен Крест Господень. Тогда же, при обретении Креста, произошло чудо исцеления больной женщины. Благодаря заботам царицы Елены Иерусалим приобрел христианский облик: было построено порядка восьмидесяти церквей, а христианская Церковь обрела одну из главных реликвий.

Миссия Ираклия

Позже, в правление византийского императора Фоки, Святой Крест был похищен персами. Вместе с Животворящим Крестом в плену оказался патриарх Захарий. Лишь через четырнадцать лет новый император Ираклий вернул Иерусалиму его святыню и патриарха. По преданию, когда император в порфире и венце нес Животворящий Крест в храм Воскресения, путь ему преградил Ангел.

Тогда шедший рядом патриарх Макарий напомнил Ираклию о том, что крестный путь Христа был, прежде всего, уничижением и смирением Иисуса перед волей жаждущих Его смерти иудеев. Ираклий снял свое царское облачение и в простой одежде внес Крест в храм. Возвращение Креста Господня в Иерусалим тоже отмечается Русской Православной Церковью 27 сентября вкупе с Воздвижением Креста Господня.

Крестовоздвиженская община сестер милосердия

Крест как символ милосердия и воинской силы широко использовался в Средние века. Он же стал символом женской заботы о воинах на войне. В 1854 году, в день праздника Крестовоздвижения, в Петербурге по настоянию Великой княгини Елены Павловны была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Поводом к созданию организации, прототипом которой послужило Международное движение Красного креста, стало начало Крымской войны. Уже на следующий день тридцать две медсестры прибыли в Севастополь.

О сестрах Крестовоздвиженской общины писали многие современники. Например, российский юрист и литератор А.Ф. Кони относил создание отряда сестер милосердия к новаторским заслугам Российской империи; Л.Н. Толстой описывал деятельность сестер в своих «Севастопольских рассказах». Писатель С.Н. Сергеев-Ценский в книге «Севастопольская страда» вспоминал об отправлении их первого отряда с Петербургского вокзала в Крым: «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: