Сретение. Встреча Божественного и человеческого
Сретение — встреча Божественного и человеческого, старого и нового, умирающего и рожденного.
В народе говорят, на Сретение встречаются зима и весна: именно эти первые оттепели определят, какая погода будет дальше. Но, кроме примет, существует и более глубокое понимание праздника, ставшего границей между Ветхим и Новым заветом, их пересечением.
Старец Симеон ждал Бога всю свою жизнь. Ожидание Господа стало для него и ожиданием смерти. По преданию, Симеону Богоприимцу в тот момент было более двухсот лет. Когда-то он усомнился в пророчестве о рождении Спасителя, и было сказано, что он не умрет, пока не узрит истину своими глазами. Ветхозаветный «Фома неверующий», которому тоже было даровано подтвердить свои сомнения, убедиться в божественной истине. Этот образ близок каждому человеку, вера которого крепнет в горниле сомнений.
Слова старца остались в веках молитвенной песнью, которую часто повторяют верующие: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Они свидетельствуют о смирении и радости принять смерть, зная, что человеческие грехи будут искуплены явленным миру Спасителем.
Это был бы праздник радости, если бы не вспоминались другие слова праведного старца, сказанные Деве Марии. «Симеоново проречение» стало для Богоматери предзнаменованием будущей судьбы Иисуса, его распятия.
Будто бы вся христианская история отразилась в одном этом событии, формально рассказывающем нам о традиции приносить младенца на сороковой день в храм. Недавно рожденный Христос и осознание того, что Он — Спаситель мира, который примет страдания и воскреснет. Встреча Ветхого и Нового завета: иудейские заповеди с миром уходят в вечность, уступая свое место христианству.
Поиски Бога, духовные сомнения привлекли как стихотворный сюжет поэта Иосифа Бродского. Вроде бы далекий от церковной культуры, он прекрасно воплотил в своем сретенском стихотворении главные идеи праздника.
Мы все боимся смерти и ищем Бога, и именно такая встреча с божественным меняет нашу жизнь: «жало смерти» больше не страшит нас, радующаяся душа переходит в новый прекрасный мир. Главное вовремя найти Бога, который на самом деле всегда рядом с нами.
Он шел умирать. И не в уличный гул
Он, дверь отворивши руками, шагнул,
Но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
Пушистого темени смертной тропою
Душа Симеона несла пред собою
Как некий светильник, в ту черную тьму,
В которой дотоле еще никому
Дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.