Древо жизни и победы
Четвертая седмица Великого поста посвящена теме Креста Господня. Почему за Торжеством православия – утверждающим догматы Церкви Христовой в иконописи, за Неделей Григория Паламы – отражающей всю глубину внутренней духовной жизни христианства, идет именно Крестопоклонная Неделя?
Для чего в третье воскресение поста в центре храма устанавливается «орудие убийства» Господа нашего? Дело в том, что для православного человека Крест – не есть символ смерти, это знамя жизни вечной.
«Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было дерево рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария: вместо дерева познания добра и зла – древо креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова», пишет Иоан Златоуст в своем сочинении «О кладбище и кресте». Эти удивительные строки так емко и глубоко описывают внутреннее состояние христианина в период поста. Каждый постящийся испытывает сокрушение и горечь о предстоящих муках Христовых, но в то же время испытывает священный трепет и радость о Воскрешении и спасении. Поэтому украшенный Крест возлагается в центре храма как маяк указывающий путь, помогающий найти верное направление для своих чувств и помыслов.
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, поясняет нам книга «Пролог».
«… кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», — напоминают нам на литургии слова Христа из Евангелия от Марка. Но что такое «крест свой»? В середине поста нам напоминается еще и о личном кресте каждого, о том подвиге терпения, смирения и покаяния, который должен быть в жизни человека. Святитель Игнатий Брянчанинов приходит к мысли о том, что личный крест каждого должен преобразиться в Крест Христов:
«Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость:иго Мое благо, и бремя Мое легко есть [Мф 11, 30], сказал Господь».
Святитель, размышляя о значении Крестопоклонной Недели, приходит к выводу, что христианин в конце поста должен сораспнуться Христу: «Воздавая сегодня, по уставу святой Церкви, поклонение честному кресту Господню телами нашими, воздадим ему поклонение и духом! Почтим честный крест Христов, – орудие победы и знамя славы Христовой, – исповедовав каждый с креста своего: «Достойное по делам моим восприемлю! Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Созанинем своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией соделаем крест свой – орудие казни и знамя бесчестия – орудием победы и знамением славы, подобно кресту Господа. Отверзем себе крестом рай».
Читайте наши статьи на Дзен