Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-11-09 19:43:50

Дело в шали

Они опять вошли в моду, и шелковые, и шерстяные и даже хлопковые. Стильно, красиво, да что там, просто удобно и практично.  Хочешь — узлом завяжи, хочешь — просто накинь. Если кто не догадался о чем я, так это я о платках.

В 18 столетии у платков было еще одно назначение:  они были вроде навигатора для путешественника. На них печатали географические карты, планы городов. Не красоты ради. Бумажные варианты карт были тяжелыми, рвались, изображение стиралось. Платок же невесомый, но прочный, убрал в карман — и в путь. Такие, необычные платки, называются памятными.

 В путь, указанный платком

Мы в музее истории русского платка и шали в подмосковном Павловском Посаде (ул. Б. Покровская, д.37). В его коллекции — более 40 памятных платков. Первый такой русский платок был изготовлен по поводу открытия монумента Минину и Пожарскому в 1818 году. Печатались платки «с надлежащего разрешения» на текстильных фабриках, или мануфактурах, как их прежде называли. Поводом для создания памятных платков были исторические события, знаменательные даты — коронация императора, победы в войне, юбилеи и т.д. Или вот … Устав караульной службы, инструкции, карты. В этом музее не только павлопосадские платки, но и изделия даниловской мануфактуры, замечательные шали и платки Владимирской губернии.

Но начнем с истоков.

DSC_9383

 История платка и музея

Музею всего-то 10 лет. К сожалению, во всем Павловском Посаде не нашлось для него отдельного здания. Занимает он часть этажа местного дворца культуры. Основа музейной коллекции — платки и шали, предметы быта XVIII-XX веков, собранные Владимиром Федоровичем Шишениным. Сейчас он — директор этого музея. Экземпляры тут уникальные. Это платки, косынки с золотным шитьем, шали ручного ткачества, шёлковые и шерстяные платки, вытканные на станках Жаккара.

Кстати, о шалях. Сейчас кажется, без павлопосадской шали не могла существовать русская красавица. Так к лицу ей цветастый платок. Но платок появился у русских женщин лишь в 17 веке, до этого на Руси голову покрывали убрусом — льняным полотенцем с вышивкой.

Мода на шаль пришла значительно позже, примерно в начале XIX века. Для истории не срок, практически позавчера. Под влиянием Европы восточные шали стали носить русские модницы. В это время появились шали отечественного  производства — Елисеевой, Колокольцева, Мерлиновой. Сначала рисунок таких платков был тканым, на их изготовление уходил не один месяц, а если узор сложный — до двух с половиной лет. Цена шали  могла быть более двадцати тысяч рублей за штуку. Крестьянкам явно не по карману.

Впоследствии предприимчивые производители нашли способ заменить дорогое производство тканых «ковровых» платков с одно- и двусторонним узором более дешевым.  Начали делать шали и платки с набивным рисунком. Тогда они стали доступными не только купчихам и дворянкам, пошли в массы. Это случилось примерно в 80-х годах позапрошлого столетия.

В нужное время, в нужном месте (Платочная мануфактура)

Производство в Павловском Посаде возникло на базе крестьянских хозяйств с ручными ткацкими станками и красильнями. Местный крестьянин Иван Лабзин 1795 году открыл фабрику, которая поначалу выпускала шелковые платки. В середине XIX века его потомок Яков Лабзин вместе с компаньоном Василием Грязновым переналадил производство, они стали выпускать те самые шерстяные шали, которые и прославили Павловский Посад. Теперь это «Павловопосадская платочная мануфактура».

DSC_9175

Кроме этой фабрики, шали и платки выпускали под Калугой (Александровские шали), во Владимирской губернии, в Москве и на других мануфактурах. Хлопчатобумажные платки делали также в селе Иваново Шуйского уезда, на Прохоровской Трехгорной мануфактуре. Конкуренция. Сначала изделия мало отличались друг от друга, но каждый производитель старался выработать свой стиль. Павловские шали оформляли яркими цветами, букетами, они имели богатый цветочный или восточный орнамент. В 1896 г. мануфактура получила высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

Искусство или дело техники?

Платок. Казалось бы просто кусок ткани, ну пусть с рисунком. А за ним — история и не одна эпоха. А еще люди. Рисовальщики, художники, которые создают рисунок платка, или крок, колористы, подбирающие палитру.

В прежние времена орнамент наносили вручную при помощи «манер» и «цветок», по сути набойных досок. «Манерами» набивали контуры. Рисунок разбивали на 4, 16 или 24 части, его наносили «цветками», каждый цвет набивали отдельно. Иногда требовалось более 400 раз накладывать набивные доски на платок, при этом обязательно совмещая отдельные части узора. Но набойка не последняя стадия, потом следовал этап «вызревания» красок, когда платки вывешивали в «зрельне» — подвале с искусственно поддерживаемой влажностью.

DSC_9249

А затем для закрепления результата платок отправляли в запарную и под пресс для просушки.  Ну и напоследок —  к «обшивалке», для обработки края и украшения платка бахромой.

Со второй половины XX века платки «печатают» с помощью шаблонов. Увеличилось количество используемых красок, с 16 — до 23, проще стало совмещать отдельные части узора. Сегодня платочный узор наносят разными способами, используя специальные машины. Хотя до сих пор сохранились ручные стадии. Например, бахрому плетут вручную.

Так что нашим национальным достоянием платок и русская шаль стали благодаря труду не одного поколения мастеров и художников.

Музей — отлично, но и магазин — хорошо

Не буду описывать павлопосадские платки. Это дело искусствоведов писать: «В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, а также бесконечные вариации восточных орнаментов». Скажу только, что один платок хорошо, а много лучше. Они дополняют друг друга, такой хоровод цветов и красок получается. Не посчитайте рекламой: выбирать павловские платки лучше в магазинах от фабрики, адрес в Павловском Посаде: пер. Герцена. д.1. Так и на подделку не нарветесь, и оцените красоту платков и шалей.

Кстати, при фабрике тоже есть музей, но экскурсия — по предварительной записи.

 Ирина Мухутдинова

 

 

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: