Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-11-14 19:51:49

Рахманиновские вечера

Тема «русского» популярна сейчас как никогда. Литература, театр, живопись, мода, дизайн. Лишь сфера музыки пугает своим затишьем. Тем более страшным, что молчит она на Родине.

Ежегодно проводится множество фестивалей, встреч, концертов. Великих композиторов играют молодые талантливые музыканты. Правда, их имена знают немногие. В России еще не сформировалась традиция ходить на исполнителя. Есть всего несколько известных имен.
Возможно, это только начало пути. Мы же научились играть классическую музыку в не менее классических интерьерах. Царицыно, Кусково, Архангельское – лишь последние места выступлений. А завтра – 15 ноября — в «Парадных сенях» Исторического музея на Красной площади – пройдет концерт камерной музыки С.Рахманинова.

gallery_promo21307231

2013 год — 140 лет со дня рождения и 70 лет со дня смерти композитора. Прошли десятки концертов во многих странах мира. Россия завершает юбилейный год. В выступлении примут участие лауреаты международных конкурсов: Элеонора Карпухова (фортепиано), Юлия Игонина (скрипка), Марк Дробинский (виолончель, Франция). Они сыграют камерные произведения С.Рахманинова.
Накануне концерта мы побывали в гостях у солистки фестиваля Элеоноры Карпуховой и организатора проекта Валентины Зеленской – фанатов, мастеров и знатоков своего дела. Теперь мы знаем о Рахманинове чуточку больше. И делимся самым сокровенным и интересным с вами.

Karpuchova

Элеонора Карпухова Фото: Владислав Лифановский

Элеонора, где же сформировалась «русская» душа Рахманинова? Почему так сильна была его тяга к церковным песнопениям? И как они повлияли на композитора?

Сергей Васильевич Рахманинов очень любил церковное пение. Корни этой «любви» из детства. По окончании каждого года занятий в Петербургской консерватории, Рахманинов каждое лето проводил с бабушкой в новгородском имении Борисово. Там они посещали церкви, слушали духовную музыку. Большое впечатление произвели на юного композитора звон колоколов и служба в монастырях и соборах. А уже в Москве Рахманинов посещал московский Спасо-Андроников монастырь. Частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и в темноте, наняв извозчика, уезжал в монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные суровые песнопения.

Элеонора, «Всенощное бдение» считается вершиной русской светской музыки, связанной с церковной тематикой. Почему же так редко можно его услышать? И исполняли ли этот цикл в церкви?

«Всенощное бдение», пожалуй, одно из самых сложных произведений композитора. Чаще всего исполняют лишь отдельные распевы. Есть надежда, что когда-нибудь в музее-усадьбе Рахманинова – «Ивановке» – исполнят «Всенощное бдение» целиком. Вообще, «Ивановка» — это замечательный музей, держащийся на энтузиазме его руководителя – А.И.Ермакова. Когда-то здесь было целое имение, принадлежавшее родственникам композитора Сатиным. Сам Рахманинов прожил здесь более 25 лет. К 1922 году — во время Революции и Гражданской войны — все строения Ивановки были уничтожены . Сейчас восстановлен дом-музей композитора, где ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Традиционными стали в «Ивановке» концерты. Ведь когда-то Рахманинов и приезжающие к нему друзья-композиторы играли такие концерты для местных жителей.

Элеонора, а как развивалась тема «русского» в творчестве Рахманинова, особенно в годы эмиграции?

Тему «русского» у Рахманинова можно рассматривать по трем произведениям: ранние «Колокола» — по стихотворению К.Бальмонта; зрелое «Всенощное бдение» — как дань церковной музыке; и «Симфонические танцы» — последнее и самое любимое произведение композитора, созданное им за 3 года до смерти.

Элеонора, правда ли, что первые 8 лет эмиграции Рахманинов не писал музыку?

Да, это так. Правда, трактовать это затишье можно по-разному. Тоска по Родине была страшной. Но Рахманинов не сидел сложа руки. Он отыграл тысячи концертов как пианист и дирижер. Это был человек удивительной организации. Он был педантично предан делу, которым занимался. Лишь раз в жизни Рахманинов «опустил руки». После провала его Первой симфонии,  написанной в 1895-97 гг. Причиной тому были необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К.Глазуновым. Рахманинов бросил музыку на три года.

Валентина, а как думаете Вы – готов ли современный русский зритель к классической музыке? Почему эстрада все-таки на первых позициях?

Для меня это очевидно. Классическая музыка – это диалог с самим собой. Это взгляд внутрь себя. Это попытка взглянуть на себя со стороны и понять те или иные поступки. А разве много современных людей готовы к самоанализу и порой самокритике?..

К сожалению, пока просвещать и одухотворять массы этим прекрасным женщинам приходится в одиночестве. Поддержку у правительства найти не удалось. Есть надежда на отклик в сердцах зрителей. Хочется верить, что с каждым годом все больше людей будут готовы посредством классической музыки вступить в этот сложный диалог с самим собой. Что залы будут полны – не случайными зеваками – а истинными и благодарными ценителями. А имена исполнителей будут написаны большим шрифтом рядом с композитором, чью музыку они будут играть.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: