Скульптор-сапожник
Скульптор-самоучка, выходец из народа, сапожник из известного «обувного» города Кимры – Иван Абаляев. Пожалуй, более известный за границей, чем у себя на родине. Статья во Всемирной энциклопедии наивного искусства, большая выставка в Германии, частные коллекции. В России же редкого самородка помнят только в его родных Кимрах, где и находится большая часть работ скульптора.
Иван Абаляев родился в 1901 году в деревне Нутрома (сейчас территория Кимрского района Тверской области) в семье сапожника. С ранних лет он помогал отцу. И познал тяжесть труда мастерового, его быт и психологию. Возможно, оттого так убедительны и реалистичны бытовые и семейные сцены, воспроизведенные скульптором в дереве.
Иван Абаляев был самоучкой. По его работам сложно сказать что-то о школе. Да, в общепринятом смысле ее и не было. Учебники и учителей заменяли калязинские резчики, выполнявшие церковные заказы по всей Тверской губернии. Они резали сложные иконостасы, головки ангелов, рамы и прочее. В Тверской области трудно найти город, изукрашенный деревянной резьбой так, как Кимры.
Вторым «учителем» были передвижники. Еще в детстве Абаляева поразила книга с иллюстрациями художников. Какое-то время он страстно ее копировал. Пожалуй, их влияние наиболее заметно в его творчестве.
Тем более, начинал Иван Абаляев свой творческий путь именно с живописи. В Кимрском музее висит его пейзаж с изображением крестьянок, поднимающих лен. Но манера, в которой он написан, выдает в живописце скульптора, настолько фигуры крестьянок монументальны и обобщены.
«От этюда веет мощью, архаикой, первобытной силой и догадкой, что Абаляев при других обстоятельствах мог бы стать и незаурядным живописцем».
Но, видимо, резьба по дереву оказалась ближе мастеру. Как писали о нем критики, уже в первых скульптурных работах налицо виртуозное владение материалом и инструментом. Причем, резал Абаляев простым сапожным ножом.
Ведь с сапожного ремесла и началось знакомство художника с обработкой дерева. Одной из стадий изготовления обуви – была работа над сапожными колодками, нарезка деревянных гвоздей для крепления подошв. Изготавливая чурки, юный Абаляев освоил резьбу по дереву. Дело в том, что кимрские кустари шили обувь на покупных колодках. Абаляев попробовал вырезать колодки сам. Научившись этому, он идет дальше. Выдумывает различные поделки: за колодками для сапог следуют резные рамы для фотографий, ложки, фигурки животных. Однако художник не бросает сапожного ремесла.
В 1929 году Абаляев вырезает фигуру «Кустаря-башмачника — за работой», на которую обратил внимание директор Кимрского краеведческого музея Николай Шокин.
Это событие и можно считать началом оригинального творческого пути художника. С этого времени Шокин стал покупать работы мастера для коллекции музея, устраивать ему выставки и даже организовывать творческие командировки.
В частности, Абаляев побывал в Москве, где встретился с Верой Мухиной и Мартиросом Сарьяном.
После этих встреч скульптор пытается овладеть секретами анатомии, увлекается соцреализмом и стремится превратиться из смамоучки в профессионала.
Хотя, по мнению исследователей творчества Абаляева, «путь этот был…губительным, он отрывал художника и от среды, которую доподлинно знал, и от народной эстетики, которую впитал с детства».
Преодолеть такое испытание и остаться самим собой удавалось немногим самородкам. Удалось ли это Ивану Абаляеву, мы никогда не узнаем. В 1941-м году он ушел добровольцем на фронт, где без вести пропал… Но и за столь короткий жизненный путь Абаляеву удалось создать образы, которые вошли в историю мирового искусства навсегда.
Анастасия Некрасова
Фото (города Кимры) автора
Читайте наши статьи на Дзен