Правила создания успешного музея
Коломенский посад — один из самых быстро развивающихся исторических кварталов в России. И во многом благодаря двум женщинам, одна из них, наиболее активная — Наталья Никитина.
1. Не зависеть от государства
Будучи встроенным в государственные структуры, создать такой проект очень сложно, практически невозможно, потому что очень долгий путь принятия решений, структура крайне ригидная.
2. Кропотливо подготовить проект
Сохранить можно только то, чему ты даешь новую жизнь, наполняешь такой деятельностью, которая позволяет жить и не ходить с протянутой рукой. Мы обратились в фонд Потанина и 20 специалистов из разных областей знаний исследовали эту территорию с одной задачей — найти острые индивидуальности, уникальность, то, что отличает эту территорию от всех остальных соседних исторических городов: забытые бренды, утраченные, некогда прославлявшие эти места.
3. Развивать центр
На сегодняшний день даже благополучная прекрасная Европа, в которой сохранился исторический центр, не может решить одну проблему острую, ради которой даже они объединяются, чтобы придумать, как это решить: квартал в Вене в пять вечера закрывается, гаснет везде свет, и люди оттуда уходят, и там нет никакой жизни. А чтобы этого не случалось, мы решили учесть ошибки и по образцу Великобритании принести сюда и вот это тоже, заселить старые брошенные мануфактуры и заводы арт-студиями и прочим.
4. Не ограничиваться одной эпохой
Мы получили случайно помещение — 120 квадратных метров в историческом здании под офис от Московской области для центра культурных инициатив. И когда мы начали работать, думать про эти стены, выяснилось, что внизу, на первом этаже гастроном «Огонек» в советское время, где в винном отделе грузчиком работал Венедикт Ерофеев шесть месяцев после выдворения из Коломенского пединститута. И нам жалко стало просто использовать это помещение для работы, мы решили сделать из этого арт-резиденцию.
5. Не надеяться на гранты
Не правильно говорить, что мы существуем за счет грантовых средств, потому что ни один грантодатель не дает средства на текущую деятельность, то есть деньги выдаются только под проект, только с четко прописанным бюджетом, только на решение какой-то новой уникальной задачи.
6. Социально ориентироваться
Мы создаем рабочие места, и в приоритете всегда люди, которые живут вокруг нас – посадские. Каждый новый музей дает порядка 30-и рабочих мест. Сейчас уже у каждого объекта есть свой директор, администратор.
7. Сотрудничать с местными властями
Городу наша работа интересна, потому что она на благо города. Так что власти не прочь помочь: например, дать старое помещение. Это материальная помощь, но ни один реальны арендатор не возьмет помещение в четвертой степени нарушения. И даже более того, когда освобождаются какие-то прекрасные объекты вот именно на нашем посаде Коломенском, звонят и предлагают: «Вот арендатор отказался – возьмете? Мы уверены, что вы сделаете всё правильно». Мы уже какой-то лимит доверия заработали, у нас прекрасная связь с городом на этот счет.
8. Не гнаться за рублем
Самое главное, нам кажется, что не ставится во главу угла доход. Маржа не ставится во главу угла. Моя коллега, например, когда приехала в Коломенский посад, захотела там жить, ей очень понравилось, а для того, чтобы там жить, захотела сделать вокруг красиво. Это было желание сделать красиво и достойно для себя.
9. Спонсорская работа и волонтеры
На Западе это отдельная работа, специальный большой отдел. Например, в музее Лондона работает 15 человек, и каждую выставку они готовят за 2-3 года. Это планомерная, серьезная профессиональная работа. Это профессионалы с большой буквы, дорогие. Поэтому очень важно — выстраивание личных отношений с людьми, которые располагают средствами. С ними надо дружить, общаться, поздравлять на Новый год и приглашать на дни рождения и так далее. Это отдельная и кропотливая ежедневная работа, своего рода создание клуба друзей. То же самое — работа с волонтерами. Их нужно уметь мотивировать, заинтересовать, привлечь.
Читайте наши статьи на Дзен