Якуты как двигатель Великой Арктической революции
“Какая у вас огромная республика! Это же пять Франций и семь Германий! А людей у вас сколько живет? Ой, как мало! – слышишь часто в бытовом разговоре даже с весьма образованным представителем европейской России. – А как вы отстаиваете свои права малочисленного народа?” О современном развитии якутов — представитель этого народа публицист Олег Сидоров.
В законе о малочисленных народах написано: “коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями”.
Якуты или саха являются одним из самых многочисленных коренных народов Сибири и Дальнего Востока. По итогам переписи 2010 года – 478 088 человек. Из них 445 212 указали родным якутский язык и по этому показателю саха на 19-м месте среди народов России (к народам России с численностью свыше 100 тысяч человек – относятся 42).
Наиболее культуроспособный народ
Думаю, вне зависимости от численности, народы России не хотят отстать от стремительно меняющегося мира. Народ, чтобы выжить, и здесь срабатывают механизмы самосохранения, стремится влиться, встроиться в общемировые тенденции развития при этом не теряя свою самость. Вопрос “А каковы эти тенденции?” – тема другого разговора. Территория Якутии и в правду огромная – свыше 3 млн. кв. километров. Самая большая в мире административно-территориальная единица, регион федеративной страны. Но учитывая климатические условия и не позавидуешь, на самом деле.
Газета “Сибирская жизнь”, Томск, 1913 год: “Якутское племя, занимающее огромную Якутскую область, является наиболее культуроспособным народом тюркского происхождения. Заброшенное на крайний северо-восток, окруженное враждебной суровой природой, якутское племя не зачахло, как другие туземные племена, оно, напротив, развило изумительную энергию, приспособилось к суровым условиям и стало властелином крайнего северо-востока. Проявляя энергию в практической жизни, якутский народ, по-видимому, не отставал и в духовном отношении; народное творчество якутов изумляет своей художественностью, богатством слов и выражений”
О роли якутского языка, как языка межнационального общения, на огромной территории от Енисея до Камчатки в XVII-XIXвеках я уже упоминал здесь раньше.
Якуты — колонизаторы
Якуты внесли свой приличный вклад в освоение Севера, Арктики, Дальнего Востока и Русской Америки. Вот, хотя бы два штриха из культурных событий прошедшего июня: в местечке Гуалала и в Форт Россе, на тихоокеанском побережье США, установлены сэргэ-ритуальные столбы-коновязи, состоялись выставки и конференция, посвященные вкладу якутов в эту бывшую русскую колонию на земле Северной Америки.
27 июня, в Якутске, на презентации книги “Отасу. Этнополитические очерки”, её автор исследователь из Сахалина Николай Вишневский сказал, что “в установлении связей с Японией роль якутов была огромной…”. Книга описывает жизнь и деятельность неординарной фигуры в истории России, Сахалина, известного купца, мецената, представителя якутской интеллигенции, жившего на Сахалине в 1920-40-е годы, Дмитрия Прокопьевича Винокурова (1884-1942). Его называли “вождем туземцев Карафуто” – японской части Сахалина.
Николай Вишневский: “Японцы построили показательный поселок малочисленных народов Сахалина – Отасу. Туда приезжали тысячи туристов из Японии. Для нивхов построили дома японского типа, а ульчи имели свои традиционные жилища. И танцы, камлания шаманов развлекали туристов. Поток туристов был очень большим, приходили не только простые люди, но и члены императорской фамилии, военные и государственные деятели, лидеры партий, парламентарии. И всех их встречал якутский купец, представитель белого генерала Хорвата, советский разведчик, староста поселка Дмитрий Винокуров”.
Постсоветское наше настоящее
Для нас постсоветское время правильнее отсчитывать с 1985 года, с начала перестройки Михаила Горбачева, когда мы вдруг оказались в совершенно других условиях, которые менялись то революционно, то эволюционным путем. Как раз с краха СССР, когда народам было разрешено брать столько независимости, сколько они смогут унести, начинается современное возрождение республики. И связано это во многом с фигурой президента Якутии — Саха Михаила Николаева. (См. Олег Сидоров, “Михаил Николаев. Восхождение. Ступени мужества”).
Можно ли говорить об успешности проекте “Саха” Николаева и его команды, в которую ваш покорный слуга имел честь войти? Думаю, да. Проект “Саха” был задуман как создание республики в составе обновленной, отвечающей новым современным мировым реалиям федеративного государства, с большей долей взаимной ответственности и самостоятельности, строящей свои отношения с Центром на основе договоров. Якутия в советское время, номинально автономная, была практически по своим правам приравнена к автономным округам. Название «Республика» не соответствовало значению этого понятия. Именно 1990-е годы принесли новое в федеративное устройство РФ. Саха на северо-востоке страны была в числе тех регионов, которые влияли и создавали новый федерализм России. И, грубо говоря, народ Саха немало приобрел в постсоветское время.
Эта эпоха для Якутии при всех сложностях и нюансах — все-таки восходящая дорога. Саха сегодня это не те, кто встречал в 1985 – 1990-е эпоху перестройки и суверенитета. Это совершенно другие люди, с другими возможностями, нацеленные на будущее, потому как многое было сделано именно в постсоветскую эпоху, особенно в улучшении качества жизни якутян, вложено в человеческий капитал.
Бюрократический этап
Однако эту эпоху – постсоветскую – можно разделить на два этапа. Первый этап – годы Президентства Михаила Ефимовича Николаева. Ставка была сделана на культурное и духовное развитие, возрождение исторической памяти, поставлены цели прорыва в мировое культурное и информационное пространство, развитие дипломатии регионов, поиск своей социально-экономической модели развития в условиях Севера и в Арктике. Много было сделано в сфере социальной защиты населения. Таково было и есть направления проекта “Саха”.
Второй этап: с 2002 года, с прихода к власти Вячеслава Анатольевича Штырова, прошедшего школу топ-менеджмента российского уровня в компании “АЛРОСА” и связанный с ним упор на хозяйственное развитие. Это развитие было основано не только на крепком хозяйствовании, но и на понимании, что нельзя растерять достигнутое в предыдущее десятилетие.
Влияло на тренды этих лет то, что в России поменялся курс внутренней политики, выстраивалась “властная вертикаль”. Это, конечно же, наложило отпечаток на второй этап постсоветской эпохи. “Вертикаль” с политической точки зрения можно понять и объяснить, но в “житейских вопросах”, скажем так, это было победоносное возвращение российской бюрократии. Все решается, как было и всегда, в Москве.
Роль интеллигенции в Якутии
Как в среде любого немногочисленного народа, сакральная роль “знающих” людей велика. Безусловным авторитетом во все времена пользовались среди якутов олонхосуты, алгысчыты и тойуксуты (это исполнители якутского эпоса, благопожеланий и народных песен), не говоря уже о шаманах и служителях веры. Они были элитой, способной быть альтернативой знати. И такое же почитание распространилось и на первых интеллигентов, закончивших средние и высшие учебные заведения царской России. Сегодня, несмотря на общую российскую картину пренебрежительного отношения, особенно части элит (финансовой, крупного капитала) к интеллигенции, авторитет интеллектуалов Саха среди различных элит остается высоким.
Роль интеллигенции в развитии якутского этноса – решающий. И выбор, сделанный знатью и интеллигенцией в XVII- начале XX в – вместе с Российским государством, вместе с русским народом, Россией — это, как я назвал в книге “От Алексея Кулаковского до Николая Лугинова. Штрихи к истории якутской культуры” – “безальтернативная реальность”. В этом сила и мудрость якутской элиты и интеллигенции. Это показывает история более чем 380-летнего совместного существования, и в этом смысле эта позиция – вместе с Россией – только положительная.
В годы первых лет советской власти и создания автономной республики – основы государственности, лидеры тех лет Максим Аммосов, Платон Ойунский и их соратники опирались на интеллигенцию. В переломное время – в 1990-е первый Президент Михаил Николаев также нашел поддержку и опору в интеллигенции. Он много средств вложил в обучение якутян в центральных российских вузах и за рубежом, а также в развитие высшей школы в Якутии. Появилась новая элита, воспитанная, взращенная в 1990-ые годы.
Угрозы ассимиляции
Одна из угроз современности для немногочисленных народов, кроме потери языка и культуры, это ассимиляционные процессы. В Якутии пока этот вопрос не стоит столь остро, чтобы говорить как о проблеме. Вот скажем, такой пример. Якутский язык, если мы считаем, язык – одним из основных характеристик народа, способен сам ассимилировать другие языки.
Об этой уникальной способности якутского языка отмечал петербургский ученый, доктор филологических наук Александр Певнов: “Якутский язык хотелось бы охарактеризовать одним словом — «удивительный». Удивляет в нем много что. С одной стороны, это очень древний язык, он сохранил до нашего времени немало того, что было свойственно языку древнетюркских рунических памятников. С другой же стороны, было бы совершенно справедливо назвать его в высшей степени инновационным языком, языком-новатором, который при всей своей архаичности не просто жадно впитывал лексические, грамматические и фонетические особенности других языков, но и творчески их осваивал… Язык якутов за много веков не разучился творчески превращать чужое в свое… Якутский язык делал своими при помощи удивительных правил звукового освоения”.
Дети от смешанных браков, рожденные в сельской местности свободно говорят на якутском языке и для большей их части, это единственный родной язык. Или, например, многие знаковые фигуры Якутии, наши современники – Михаил Николаев, Андрей Борисов – имеют в том числе и русские корни. Сегодня среди интеллигенции очень сильна творческая и научная гуманитарная составляющая. Предстоит воспитать часть элиты “через высокие технологии”. Необходимо воспитывать кадры, способные развивать инженерную науку, наукоемкие технологии, опираясь на особенности якутского менталитета и достижения гуманитариев. Тем более, для этого есть все инструменты, в том числе, и университет – Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова – почти сакральное для якутян место.
Для якутов университет был своего рода национальной идеей в начале ХХ века. Известно высказывание историка, профессора Георгия Прокопьевича Башарина: «Университет — это самое главное, самое дорогое, самое святое, что дал XX век всем якутянам… Счастлив особо подчеркнуть, что наш университет будет долговечным сияющим светочем цивилизации и храмом науки на обширном Северо-востоке Великого Азиатского материка. Поколения третьего тысячелетия будут понимать значение нашего университета гораздо глубже и шире, чем мы сами. В то же время, они будут очень благодарны нам, поколению XX века, за создание и укрепление университета».
А вот как сформулирована у нас миссия Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: “Взращивание конкурентоспособных специалистов, выполнение исследований и инновационно-технологических разработок для становления экономически устойчивого социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России”.
ОлегСидоров,
http://olegsidorov.org/
Читайте наши статьи на Дзен