Будущее

По французской системе

Как правильно развивать традиционное сельское хозяйство и ремесло.

#экономика

Автор: Андрей Прокофьев  |  2014-07-31 17:45:09

2014 год, между прочим, ООН назначило годом семейного фермерского хозяйства. И вот так в их документах говорится: «Семейные фермерские хозяйства неразрывным образом связаны с национальной и глобальной продовольственной безопасностью. Семейные фермерские хозяйства, как в развитых, так и в развивающихся странах, являются преобладающей формой ведения сельского хозяйства в секторе производства продовольствия». И что, это, может быть, о России говорится или все же правильный ответ: у нас такого нет? Тогда следующие задачи: почему и как сделать, чтобы было.

В России фермерство развивается как колхоз нового типа. Фермер является не более чем единицей, работающей на заказ «мейджора» – какого-нибудь молочного комбината или мясоперерабатывающего завода, или иного производителя. Что еще хуже, фермерский продукт вовсе не дает гарантии органической чистоты. Можно еще много найти минусов нашего фермерства. В развитии современного сельского хозяйства Франция – признанный лидер. Может быть, не по количествам, но точно по подходам.

Общие проблемы

Посмотрим, как там и что. Во-первых проблема с оттоком населения из деревни есть и во Франции. Никто не хочет вертеть коровам хвосты не только у нас. Сейчас всего лишь 3,3% трудоспособного населения страны занимается сельским хозяйством – это 770 000 человек, и деревенское население продолжает сокращаться и стареть. Другое дело, что им удается кормить и поить страну, и превкусно. Для сглаживания этих грустных тенденций используются разные подходы: совмещение фермерства с ремеслом или иным не деревенским делом, исключение из трудных работ женщин, потому что именно они зачастую являются инициаторами переезда в город, высокий уровень образование в деревне и т.д. Есть и особая программа дотаций молодым сельхозпредпринимателям.

Общественная активность

Франция – создатель и активный участник Международной федерации движений органического сельского хозяйства. Именно Франция – одна из главных законодателей органической моды, как и многих других мод. Эта организация была создана в Версале в 1972 году на конгрессе, который организовали французы из организации «Природа и прогресс». Движение стало модным, начинал активно пиарить его сооснователь и начальник RodalePress– оттуда журналы Cosmopolitan, Men’sHealthи другие. Сейчас мы видим, каких успехов эта организация добилась по невиданной моде на биопродукты. На сегодняшний день Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство является самой прозрачной и развитой неправительственной организацией по оценке OneWorldTrust. Федерация является в чистом виде чейндж-менеджером в своей области, развивая движение в малоразвитых странах и выводя их на мировой органический рынок.

Правовая поддержка

Во Франции работает очень четкое защитное законодательство, поддерживающее семейные хозяйства. Например, путем запрета на разную химию, которую особо любили использовать большие агрокомплексы. Есть регламенты по биоцидам, пестицидам, нитратам, которые развиваются и сейчас, например, Франция одна из единиц, кто соблюдает дорожную карту Экологической конференции 2012 года по агроэкологии.

Законодательство постоянно совершенствуется, благодаря в том числе активному участию в процессе фермерских ассоциаций. Последний большой акт – «Закон о сельскохозяйственной ориентации» принят в 2006 году, чтобы еще лучше помочь мелким традиционным предпринимателям. По этому закону было создано «Единое государственное агентство платежей для контроля и содействия эффективности чувствительных секторов важного значения». Оно помогает предприятиям, попадающим в условия, когда из-за жесткой конкуренции они могут прогореть. Также создано около дюжины агентств, которые должны следить за ситуацией в каждой отрасли сельского хозяйства, включая даже фитофармацевтику.

Брендирование

Нет нигде столько брендов, поддерживающих сельское предпринимательство, как во Франции. Начиная от государственного «Красного лейбла», который ставится на самые чистые и уникальные местные продукты, проходя через разнообразнейшие бренды вина, и заканчивая, скажем марсельским мылом. Это знаменитый исторический продукт, по которому когда-то многие и знали Марсель, бывший не так давно портовой помойкой. И главное, все эти лейблы поддерживаются дополнительным регулированием. Грубо говоря, марсельское мыло можно варить только в Марселе и окрестностях, использовать только строго установленный набор ингредиентов и т.д.

Можно продолжать, но основное сказано – в остальном вся политика поддержки, а скорее управления сельским хозяйством и традиционными производствами идет по тем же трендам, но с большей нюансировкой.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи