Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-05-04 12:17:40

Прогулка по Алеппо

 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Сирийский город Алеппо оспаривает титул старейшего из ныне населенных городов: первые упоминания о нем относятся к III тысячелетию до н.э.

 

Свидетельства бурной истории Алеппо находятся повсюду: в местном музее выставлены ассирийские статуи, в старой части города можно осмотреть фрагменты римского акведука, и практически отовсюду видна возвышающаяся над городом крепость, заложенная крестоносцами в X в. и перестроенная султаном Саладином в XII-XIII вв. 

Современность, кажется, затронула лишь половину горожан. Другая половина до сих пор населяет Старый город (внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО), не знает, что такое компьютер и ходит за покупками на тот же рынок, на который триста лет назад отправлялись за невольниками. 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Самым скорбным для алеппян годом за всю историю стал 1400: они оказались под властью завоевателя Тамерлана. За содействие ранее владевшим городом мамелюкам завоеватель, бывший мусульманином-шиитом, приказал вырезать двадцать тысяч человек, преимущественно мусульман-суннитов и иудеев. Многие горожане бежали. После ухода Тамерлана христиане, менее других пострадавшие от гонений, были обвинены в содействии хану и не смогли вернуться в свои дома. Им пришлось обосноваться за пределами городских стен. Место их проживания получило название «Ждейде» — «Новый район». Архитектура Ждейде очень красива: за прошедшие века жившие здесь христиане скопили немалые богатства, занимаясь посредничеством между арабскими и европейскими купцами. На эти средства были «на века» выстроены из желтого песчаника жилые дома, постоялые дворы, мастерские и, конечно, духовные миссии. Даже сейчас, когда большинство жителей перебралось в современные кварталы, Ждейде остается одним из главных культурных центров ближневосточного христианства. На площади всего в несколько квадратных километров здесь расположены полдесятка церквей различных христианских конфессий.

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Большинство христиан Сирии – католики. Видимо, по этой причине самым масштабным собором Ждейде является маронитский, названный в честь пророка Ильи. Основателями католической маронитской церкви были ученики святого пустынника Марона (почитающегося и в православии в лике преподобного). Собор был воздвигнут в 1873 г. Напротив его в начале прошлого века был установлен памятник архиепископу Герману Фархату – также известному как поэт. Фасад, монумент и закрытые ворота – кажется, все, что сможет увидеть простой путешественник: марониты весьма замкнуты. Тем не менее, пара долларов, поданных мальчику-смотрителю, откроет двери собора. Тогда можно будет осмотреть великолепный мраморный алтарь и непривычные русскому путешественнику резные иконы. 

Буквально в десятке метров, в здании, пристроенном к маронитскому собору, за неприметной дверью находится церковь Девы Марии, принадлежащая католикам-мелькитам, до нашего времени сохранившим византийский, а не латинский обряд. В ее убранстве словно встретились все алеппские традиции: выполненные по православным канонам иконы соседствуют с богатой резьбой по камню, свойственной скорее латинским церквям, и с «полосатыми» ложными арками в традиционном мамелюкском стиле. Третья католическая церковь Алеппо – сирийская. Ее постройка датируется XVI в. – тогда была возведена алтарная часть, декорированная в арабском духе. Эту небольшую церковь отличают редкие колорит и изящество. 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Еще одна достопримечательность Ждейде – армянский собор Сорока мучеников, названный в честь римских воинов полководца Агриколы, которые предпочли смерть отречению от веры. Собор был выстроен в XV в. В XIX в. к нему была добавлена колокольня, а в XX – устроен монумент армянам, уничтоженным во время османского геноцида. 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Церковь знаменита наличием в ней сразу трех алтарей, а также богатой коллекцией икон XVII-XVIII вв. Хотя собор является действующим, большая часть прихожан предпочитает посещать другие, более крупные храмы (в том числе расположенный неподалеку собор Матери-Утешительницы XIX в.). Старое же здание частично отдано под духовную семинарию и армянский культурный центр. По воскресеньям здесь проходят красочные мессы. 

Так сложилось, что во всем Алеппо до конца прошлого века не было церквей Московского патриархата. Поэтому духовную миссию для путешественников и иммигрантов из России веками исполняла расположенная в Ждейде греческая православная церковь Успения Богородицы, возведенная в XV в. и перестроенная в XIX. От старой церкви сохранилась лишь алтарная часть.

Помимо икон XVII в., в ней можно увидеть дары прихожан последних столетий – золотые и серебряные чеканки ангелов, «рук дающих» и ног – символов смиренности. В новой же части повсюду видно русское влияние. В храмовом дворике покоятся останки двух императорских консулов – Михаила Якиманского и Ивана Григоровича. В церкви хранятся епископские облачения, привезенные сюда бежавшими после событий октября 1917 г. священниками. Основное богатство храма составляют пожертвования эмигрантов – серебряные сосуды, венцы, великолепное старинное Евангелие. 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕППО

Площадь Аль-Фархат напротив маронитского собора – еще и лучшее место в Алеппо для покупки драгоценностей. В отличие от торговцев из Старого города, местные мастера (в основном армяне) никогда не продадут латунные изделия под видом серебряных. 

Башир Чалаби,
египтолог
Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: