Владимир Нарбут: почему его считали прототипом булгаковского Воланда
«До сих пор загадочный и до конца не собранный в своем творчестве» — именно так охарактеризовал поэта Владимира Нарбута автор книги «99 имен Серебряного века» Юрий Безелянский. Наверное, недаром многие считают Нарбута прототипом героя романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему же исследователи пришли к такому выводу? Подсказки следует искать в необычной биографии Владимира Ивановича.
Хромота и «сеансы черной магии»
Владимир Иванович Нарбут родился в 1888 году в украинском селе Нарбутовка. Будущий поэт принадлежал к старинному княжескому роду, имевшему польские корни. Окончив Глуховскую гимназию с золотой медалью, Нарбут вместе с братом приехал в Петербург. К тому моменту он уже начал писать стихи, но поначалу был никому неизвестен. В 1906 году Владимир Иванович был зачислен на факультет восточных языков Петербургского университета. Как предполагает Геннадий Краснухин, автор книги «Круглый год с литературой», именно в этот период Нарбут перенес какое-то заболевание, вследствие которого ему удалили пятку. До конца жизни поэт остался хромым и ходил с палочкой. Как известно, Булгаковский Воланд тоже пользовался тростью.
Однако не одно это обстоятельство намекает на тот факт, что именно с Владимира Нарбута Булгаков срисовал образ Воланда. Дело в том, что Нарбуту также была присуща некая «дьявольщина». Например, если верить изданию «Серебряный век. Поэты и стихи», первый поэтический сборник Нарбута под названием «Аллилуиа», вышедший тиражом в всего-навсего в сотню экземпляров, стал настоящей сенсацией сезона. И неспроста. По крайней мере, оформление книги было выше всяких похвал: бумага «под старину», водяные знаки, старославянский шрифт. Тем не менее, как утверждает Ольга Кучкина в своей книге «Смертельная любовь: личные истории знаменитостей», все экземпляры сборника были сожжены по распоряжению Святейшего Синода. Кроме того, Ольга Кучкина пишет о том, что, по словам современников, публичные чтения Владимира Нарбута больше напоминали сеансы черной магии.
Побег и нападение «своих»
После инцидента со сборником «Аллилуиа» Владимир Нарбут для того, чтобы избежать суда, отправился в многомесячную экспедицию вместе с известным поэтом Серебряного века Николаем Гумилевым. Коллеги по «цеху» посетили Сомали и Абиссинию. Правда, скрываться Нарбуту пришлось не слишком долго. Вскоре по случаю 300-летия Дома Романовых в России была объявлена амнистия, и в 1913 году Владимир Иванович вернулся в страну. Однако неудачи продолжали преследовать литератора. Как пишет в своей книге «Николай Гумилев. Слово и дело», Юрий Зобнин, после возвращения Нарбут неожиданно начал издавать «Новый журнал для всех», но, запутавшись в финансовых делах, он его так же неожиданно продал Александру Гарязину. В связи с общественным осуждением его поступка Нарбуту пришлось уехать в родную Нарбутовку.
Но и там Нарбута поджидали неприятности. Юлия Андреева в своей книге «Откуда приходят герои любимых книг» пишет о том, что в 1918 году семья Владимира Ивановича подверглась нападению так называемых красных «партизан». Брата Нарбута Сергея расстреляли прямо во дворе. Поэт бросился на защиту родственника и получил четыре пули. Врачам удалось спасти ему жизнь, а вот кисть его левой руки медикам пришлось удалить. Стоит отметить, что Нарбут симпатизировал большевикам и остался верен своим принципам: впоследствии он даже вступил в партию. Кстати, узнав о взглядах князя «партизаны» явились к нему в больницу и принесли извинения.
Трагический конец
Оправившийся после ранений Владимир Нарбут был направлен в Воронеж для организации печати советских изданий, после – работал в Киеве. А в октябре 1919 года поэта арестовали сотрудники контрразведки белых. Нарбут, недолго думая, заявил, что большевики заставляли его сотрудничать с ними под страхом смерти. Впоследствии новая власть использовала эти показания Владимира Ивановича для своего обвинительного заключения. Об этой истории вспоминает в своей книге «Несколько моих жизней» и Варлам Шаламов.
В 1928 году его исключили из партии за сокрытие информации о пребывании на юге в период гражданской войны и уволили с занимаемой им должности (тогда Нарбут возглавлял издательство). В 1936 Нарбута арестовали за пропаганду буржуазного национализма. На 5 лет его отправили в лагерь под Магаданом. Вот только свой срок Нарбут отбыть не успел: в апреле 1938 года «тройка» решила, что литератор «заслуживает» расстрела. Как пишет Н. В. Переяслов в своей книге «Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь», приговор был приведен в исполнение в том же месяце и в том же лагере.
Читайте наши статьи на Дзен