Гиль-Родионов: как командир бригады СС, стал советским партизаном
Владимир Гиль по праву считается одним из самых противоречивых персонажей отечественной истории. В самом начале войны советский командир оказался в плену, перешел на сторону немцев и основал так называемый «Боевой союз русских националистов». Однако спустя несколько месяцев бывший эсэсовец вдруг подался в партизаны. Примечательно, что он погиб в бою, успев заслужить Звезду Героя.
Военная карьера и плен
Владимир Гиль родился в белорусской деревне Дараганово в 1906 году. Его отец был обычным рабочим, впрочем, и сам Владимир звезд с неба не хватал. Хотя неудачником Гиля назвать трудно. Окончив школу, он некоторое время работал в избе-читальне и даже занимал должность секретаря сельсовета. Возможность сделать настоящую карьеру появилась у деревенского парня благодаря призыву в армию. После учебы в кавалерийской школе Гиль был назначен командиром 32-го Белоглинского кавалерийского полка. Продвижению по службе поспособствовало и полученное впоследствии высшее образование: как утверждает Леонид Млечин в своей книге «Адольф Гитлер и его друзья», в 1940 году Владимир Гиль окончил Академию имени Фрунзе.
В итоге к началу Великой Отечественной войны Гиль уже стал начальником штаба 229-й стрелковой дивизии. В июле 1941 года неподалеку от города Толочина Витебской области дивизия Гиля попала в окружение. Как указано в сборнике «1941. Совсем другая война» коллектива авторов, Владимир Гиль был взят в плен в бессознательном состоянии. Однако журналист Леонид Млечин упоминает в своей книге однополчан Гиля, которые утверждали, что командир находился в сознании и сдался абсолютно добровольно. Как бы то ни было, немцы отправили Владимира Гиля в специальный концлагерь для офицерского состава, который располагался в польском городе Сувалки.
Оберштурмбаннфюрер Родионов
Если верить авторам издания «Гитлер-победитель. Мог ли фюрер выиграть войну?» Виктору Суворову, Алексею Исаеву и другим, Владимиру Гилю удалось быстро завоевать доверие немцев. Причем до такой степени, что вскоре Гиль занял пост коменданта лагеря. Но это еще не все: находясь в заключении, советский командир инициировал создание так называемого «Боевого союза русских националистов», тем самым фактически перейдя на сторону противника. Для соответствующего «имиджа» Гиль даже сменил фамилию на более русскую «Родионов». В связи с тем, что условия содержания узников в концлагере были ужасающими, желающих стать членами новой организации среди военнопленных оказалось немало. Тем более, что «союзников» выпускали на волю и даже вооружали.
Поначалу бригада СС под названием «Дружина» и под командованием оберштурмбаннфюрера Владимира Гиля, насчитывавшая около 2-х тысяч человек, действовала на территории Польши, а позже «союзники» были переброшены в Белоруссию. Члены «Дружины» под предводительством Родионова участвовали во многих карательных операциях. Так, летом 1943 года бригадой были уничтожены сразу несколько белорусских деревень. Однако уже в августе того же года в результате неудачного наступления на советских партизан «Дружина» понесла огромные потери. Именно тогда, как признавался сам Гиль, слова которого приведены в книге Владимира Побочного и Людмилы Антоновой «Весна 43-его», он и начал задумываться о переходе на сторону партизан.
Антифашистская бригада
Немцы тоже стали подозревать Владимира Гиля в неверности Гитлеру. Так, Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки службы безопасности, несколько раз беседовавший с Гилем, позже признавался в том, что давно почувствовал, что его «антисоветская позиция пошатнулась». И в самом деле, если верить автору книги «Спецслужбы Третьего Рейха» Сергею Чуеву, 25 августа 1943 года Гиль переименовал «Дружину» в «Первую антифашистскую партизанскую бригаду». Вслед за бывшим оберштурмбаннфюрером пошли многие, а с немцами и ярыми антисоветчиками расправились на месте.
Конечно, Владимир Гиль прекрасно понимал, что его ждет на родине, а потому пытался всеми силами искупить свою вину. По крайней мере, по воспоминаниям очевидцев, он себя не щадил. В сентябре Гиль был представлен к высокой награде, ордену Красной Звезды и новому званию полковника. Однако домой полковник Гиль-Родионов не вернулся. Как утверждает на страницах своей книги «Июнь 1941. Разгром Западного фронта» Дмитрий Егоров, весной 1944 года Владимир Гиль был смертельно ранен в бою. Его похоронили в братской могиле неподалеку от хутора Накол.
Читайте наши статьи на Дзен