Нина Бурова: как белая атаманша стала художницей в США
Когда в 1894 году у полковника Федора Ивановича Котлова родилась дочь, которую назвали Ниной, вряд ли кто предполагал, что ее ждет яркая судьба. За 104 года жизни она прошла через горнило Гражданской войны, выступала в цирке, стала доктором психологии и психиатрии в Сорбонне, возглавляла общество русско-американских художников в США. Чтобы описать всю биографию этой женщины, понадобился бы не один том. Поэтому мы лишь кратко остановимся на ее неординарной судьбе.
От учительницы к атаманше
Отец готовил дочку для выгодной партии с выходцем из военной среды. Нина Федоровна окончила Санкт-Петербургский Мариинский институт (по специальности педагога), а незадолго до начала Первой мировой стала женой Петра Никитича Бурова. Как пишет Константин Залесский в своей книге «Кто был кто в Первой мировой войне», это был человек необычайной храбрости, за которую был удостоен Ордена Святого Георгия и звания генерал-майора.
Революция, а затем Гражданская война коренным образом изменила жизнь четы Буровых. Нина Федоровна с детьми была вынуждена переехать в Харьков, находившийся под контролем «белых». А Петр Никитич был призван на службу в РККА, но в 1919 году, желая воссоединиться с семьей, бежал и присоединился к Добровольческой армии Деникина.
Наступление «красных» в 1920 году вновь вынудило мужа с женой расстаться. Нина Бурова уехала в Краснодар и там организовала и возглавила партизанский отряд. В своем дневнике Бурова вспоминала, как на всеобщем совете казаки избрали ее атаманшей, что стало для нее приятной неожиданностью – ведь она возглавила значимую по тем временам силу: 200 сабель. Но перевес в ходе войны все больше склонялся в пользу «красных», и в 1921 году отряд Нины Федоровны был разгромлен, а сама отважная атаманша попала в плен.
От Соловков до Сорбонны
Первоначальным приговором Буровой был расстрел, но позже его заменили пожизненным заключением на Соловецких островах. Надолго там Нина не задержалась – при помощи старого знакомого мужа она организовала побег, вернулась в Краснодар и, забрав детей, эмигрировала в Париж. Там семья опять воссоединилась – Петр Никитич прибыл во Францию несколько раньше.
Испытывая острую нужду в деньгах, семья была вынуждена перебиваться случайными заработками, а Нина некоторое время выступала с труппой казаков в цирке, демонстрируя навыки джигитовки. Незадолго до начала Второй мировой войны Нина Федоровна отучилась в Сорбонне и стала доктором, активно занималась просветительской и благотворительной деятельностью. А с началом войны участвовала в движении «Сопротивления».
В США
Впрочем, на месте Нине не сиделось, и в начале 50-х годов прошлого века она вместе с мужем переехала в США, где к тому времени жил ее сын. Там проявились ее новые таланты – она стала преподавателем искусства и живописи и активно занялась творчеством. Из-под ее кисти вышло немало замечательных портретов, а также икон, написанных в уникальной технике византийского письма. Многие работы были представлены в ходе ряда выставок в США в начале 1990-х гг. Скончалась Нина Федоровна в 1998 году, почти на полвека пережив мужа.
Читайте наши статьи на Дзен