Казаки XVII века глазами мусульманских современников
Рейды запорожских и донских казаков были источником постоянного беспокойства для Османской империи и Крымского ханства XVI-XVIII веков. Воинственные и неуловимые, пешком, на конях и в небольших лодках-чайках, казаки нападали на турецкие и татарские города и селения, жгли, грабили и побеждали целые армии, сделавшись настоящим бедствием как для мусульманских властей, так и для обычных жителей. Во второй половине XVII века, когда казаки буквально затерроризировали население Крыма и Турции, жители приморских городов начали переселяться вглубь страны, чтобы избежать их нападений. По этой причине казаки часто упоминаются в татарских и турецких источниках этого периода. Как же представляли себе это православное воинство мусульманские авторы того времени?
Как казаки именовались в мусульманских источниках
Начнем с того, что само слово «казак / козак», по всей видимости, имеет тюркское происхождение. Изначально этот термин имел значение «вольный, свободный человек». Позднее им стали обозначать свободного наемного работника, воина, покинувшего родной улус, а уже позднее – после того как «казаками» стали называть православную вольницу Дона и Запорожья – этот термин получил негативное значение «бандит» или «изгнанник». В терминологии работорговцев XVII века термин «казак» также значил «раб-мужчина православного происхождения». В османских (турецких) источниках их также именовали Rus / Urus с непременным добавлением эпитета mel’un («проклятые»). Иногда, чтобы отличить запорожцев от донских казаков, источники употребляли термин Moskof / Moskov. Впрочем, делалось это не слишком часто, т.к., по всей видимости, авторам источников было не слишком важно географическое происхождение «проклятых русов». Эвлия Челеби также упоминал о «бритоголовых» казаках, тем самым описывая своеобразную казацкую манеру брить голову, оставляя один длинный локон-оселедец.
Кто писал о казаках
Учитывая, насколько важен был казацкий фактор, о них знали и упоминали самые разнообразные авторы – от великих визирей и султанов, до географов, хронистов и путешественников. Наиболее интересны для нашей темы, пожалуй, труд «Газанаме» (Книга похода) Халиль Паши 1621 года, «Книга походов» крымскотатарского историка Мехмеда Сенаи Кырымлы, а также многотомное географическое сочинение «Сейахатнаме» (Книга путешествия) Эвлии Челеби, в нескольких томах которого знаменитый османский путешественник в подробностях описывает войны с казаками, а также их тактику и нравы. Надо сказать, что, несмотря на то, что мусульманские источники пытались, что называется «делать хорошую мину при плохой игре», в них нельзя не заметить общего ошеломления тем, что они – повелители гигантской империи – вынуждены обороняться от каких-то неуловимых банд презренных гяуров (неверных) в самом центре своей страны. К примеру, вот что писал Челеби: «В этом самом [1641] году казаки на ста пятидесяти чайках в море Черное отправились, корабли купеческие громили и грабили, грады и селения по берегам моря Черного сожгли и разрушили». Или в другом месте: «Через пустыни продвигались мы, горькую воду пия, страхом перед казаками и калмыками объятые». Конечно, такая ситуация не могла устраивать имперские амбиции османов.
Военная удаль казаков
Несмотря на общую негативную оценку казаков, мусульманские источники вынуждены были признавать казацкую военную удаль: а как иначе можно было объяснить частые поражения османской и татарской армий в боях с ними?! В источниках описывается их поразительное умение казаков преодолевать на небольших лодках-чайках (шайках) огромные расстояния, плавать под водой с тростинкой во рту, вести ружейную и пушечную стрельбу, делать подкопы на большие расстояния под землей, осуществлять подрывы укреплений с помощью пороха и многое другое. Вот, к примеру, как Челеби описывает тактические приемы донских казаков под Азовом в 1641 году: «каждую ночь переплывали реку Дон по пять или шесть тысяч казаков, которые донага раздевались и ныряли в воды реки, дыша через тростинку, во рту удерживаемую. Так достигали они замка Азова и придавали ему свежие силы. Изо дня в день становились гяуры все смелее, окопы атаковать стали и ночные вылазки совершать, после которых под землей укрывались. Даже снаряжение разнообразное и амуницию доставляли они в замок, все это вкладывая в большие мешки, из шкур воловьих пошитые, которые потом через Дон переправляли».
А вот другой фрагмент того же периода: «Той ночью казаки своенравные, в замке осажденные, такую пальбу из ружей учинили, что весь замок азовский… пламенем объят был. Били они в барабаны, и замок весь криками наполнили: «Иисус! Иисус!», а на всех стенах замковых кресты выставили… С утра стреляли они без перерыва из пушек и ружей, так что шестьсот человек жизнь за ислам отдали».
Описание казни и пыток пойманных казаков
Особое внимание мусульманские источники уделяли наказанию пойманных казаков: попадавшие в плен единицы несли на себе ответственность за действия всех казаков. Вот как об этом пишет «Газанаме» Халиль Паши: «Его Величество [султан] приказал, чтобы захваченные неверные чайки [т.е. казацкие лодки] были перенесены в местность неподалеку от императорской палатки, которая была на краю реки Дунай… Эти [казацкие] свиньи, которые заслужили уничтожения, в то время как они были поставлены пред лицом этого разъяренного льва… всколыхнули его [т.е. султана] гнев и ярость… Из-за этого он желал, чтобы казни этих проклятых [казаков] были осуществлены по-разному, тем самым предоставляя [зрителям] зрелище и развлечение. Некоторые из них [т.е. из казаков] были подожжены в их собственных кораблях… Некоторые из них были привязаны между морем и этими драконоподобными кораблями, и части их тел были отделены друг от друга и превратились в пищу для стай рыб. Что касается других, их наказание было осуществлено на берегу реки: основные части их тел (головы, конечности и другие жизненно важные части тела) были раздавлены ногами разъяренных слонов, и их злые души воссоединились с адовым огнем».
По словам Кятиба Челеби, когда 200 плененных казаков были доставлены Осману II в 1621 году, они были обезглавлены, а тела разрезаны пополам, насажены на крючья и расстреляны стрелами. А вот еще пример. Хан Мехмед Герей IV (1641-1644, 1654-1666) преследовал и захватил группу казаков и калмыков, вторгшихся в Крым, но позднее покинувших его. Калмыки были убиты на месте, а казаков привезли в Крым и замучили там до смерти, «убивая каждого самым жестоким наказанием». Бывали и другие мучительные казни: известно, что знаменитого казацкого атамана Д. Вишневецкого казнили в Стамбуле путем повешения за ребро на крюках, вмурованных в стену у морского залива. Согласно источникам, висящий на крюке казак прожил еще три дня, непрерывно ругая ислам и султана, покуда турки не расстреляли его из луков.
Положительное о казаках
Всё ли время мусульманские источники относились к казакам отрицательно? Безусловно, нет. Во-первых, даже во время войн с казаками отдельные авторы упоминали их воинскую доблесть и бесстрашие. Так, к примеру, Эвлия Челеби писал о донских казаках, завоевавших Азов, как о «молодцах, могучих как быки». «Казачий народ, — пишет он, — это стойкий, упорный и сердитый народ». В другом месте он называет их «племя неустрашимых кяфиров» (т.е. неверных). Говоря о запорожских казаках, с которыми в течение какого-то времени татарские ханы находились в союзе, он именует их «кардаш-казаками», т.е. «братскими казаками», однако и здесь употребляя термин mel’un («проклятые»). Положительно пишет о казаках и Мехмед Сенаи Кырымлы, описывая совместные военные действия крымских татар и гетмана Богдана Хмельницкого. Он так характеризует казацкого предводителя: «истый лев, военачальник запорожских казаков, то есть племени людей, бьющих в колокола, гетман по имени Мельниска… человек умный и богатырь бесстрашный».
Однако в общем и целом, безусловно, мусульманские источники XVI-XVIII века крайне негативно, с нескрываемым раздражением и, порой, страхом и ужасом, писали о «проклятых русах» — неуловимых и, потому, практически непобедимых вооруженных казаческих формированиях Дона и Запорожья, наносивших немалый урон огромной Османской империи и Крымскому ханству. В известной степени, действия казаков можно воспринимать как своеобразный «ассиметричный ответ» на грабительские набеги крымских татар и военную деятельность османов в Восточной Европе.
Читайте наши статьи на Дзен