«Дед — казак, отец — сын казачий, а ты…»: как передавалось казачество
Нецензурная и хлёсткая пословица «Дед — казак, отец — сын казачий, а ты … собачий» употреблялась в казачьем сообществе в отношении тех родов, у которых из поколения в поколение отчётливо прослеживалась динамика нравственной деградации.
Если в чей-то адрес высказывалось подобное выражение, значит, воспитательный процесс в этой семье дал сбой, и внук настолько опозорил честь фамилии, что не имеет право называться казаком.
Воспитатели
Чтобы сын, а потом и внук, не давали поводов краснеть за их поступки, родители должны были растить и формировать личность ребёнка в соответствии с принятыми в казацком сообществе регламентами и ритуалами.
Девочка, как будущая хозяйка очага и верная подруга жизни, с детства приучалась к домашним хлопотам, рукоделию и покорному отношению к мужчине.
Мальчик, как защитник и хозяин, получал знания и навыки необходимые для героического, справедливого и доброго служения Богу, Отчизне и семье.
Немаловажную роль в становлении малышей играли крёстные или духовные родители, которые принимали непосредственное участие в воспитательном процессе: крёстная мать, отвечала за девочку, а крёстный отец за мальчика.
Этапы формирования
Как только новорожденный казачонок оказывался в люльке, приглашённые в дом на смотрины мужчины собирались вокруг него и начинали вспоминать и перечислять славных родственников младенца, прославивших его род, их ратные подвиги и моральный образ жизни.
С первых дней жизни старые казаки не только знакомили будущих воинов с достижениями былых поколений, но и закладывали основы их боевой доблести, вкладывая в руки крохи для пробы «на зубок» пулю, стрелу, шашку или ружье.
На седьмой или сороковой день жизни новоиспечённого члена казацкой общины обязательно крестили, и с это момента он был ответственен за свои действия не только перед людьми, но и перед Богом, тем более что православие было одним из столпов казачества.
Пока дети были маленькими, их приучали действовать по схеме «увидел-осознал-сделал», и с каждым годом на этот процесс они должны были затрачивать всё меньше и меньше времени, дабы в критический момент без паники и суеты молниеносно принять правильное решение.
С той же целью казачонку всё время вкладывали в руки оружие, а также ставили его в разные ситуации, наблюдая за тем, какой выход из нестандартного положения найдёт малец, чтобы при необходимости вовремя скорректировать его недостатки.
Впервые казак оказывался в седле в возрасте 1 года, когда на него надевали отцовскую шашку и выгуливали по двору. А после все мужчины рода вели его на урочище и круглик.
В целом система казачьего воспитания строилась по спирали, в которой всякий виток охватывал определённый возрастной отрезок и представлял собой замкнутый цикл развития. Каждая новая ступень формирования личности, начиналась с одних и тех же физических, духовных и интеллектуальных упражнений, но на более сложном и качественном уровне. Для того чтобы мальцы могли продемонстрировать свои способности в станицах устраивались различного рода игры – соревнования.
С самого раннего детства погружённые в соответствующую среду, казаки впитывали в себя родную культуру, учились управляться с оружием, «дружить» с конём, петь казачьи песни, пересказывать местный фольклор и жить согласно кодексу чести истинного станичника.
С 12 лет молодёжь начинали приводить на станичный сход – Круг, чтобы они смотрели и запоминали ход самого важного общественного мероприятия казаков, на котором решались все насущные проблемы.
Проявив себя с лучшей стороны, малец мог заслужить прозвище «матёрый казачина», но только в том случае, если его дед и отец из-за качественной подготовки и смелости, сумели вернуться живыми из всех своих военных походов.
Современное казачество
В наши дни в обществе наблюдается повышенный интерес к казачеству. Сегодня любой желающий, в том числе и тот, кто не исповедует православие, успешно пройдя трёхмесячные испытания, может с разрешения Схода стать членом казачьей общины.
Но, как поясняет атаман станицы «Адмиралтейская-Невская», уполномоченный Малого Круга казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Чипизубов, ни восприятие казачьей идеологии, ни совершенное знание их традиций и обычаев, не способны превратить человека иной национальности в настоящего казака.
Новоиспечённый член казачьего войска, хоть и будет включён в соответствующий реестр, но всё же будет считаться приписным казаком. Атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков отмечает, что носить гордое звание потомственного казака сможет лишь внук обратившегося в казачество инородца.
По словам атамана Верхне-Донского округа Юрия Карташова, казаком по роду, то есть представителем четвёртого восточнославянского народа, а не просто военного сословия, может именоваться не каждый. Это право имеется у тех, в чьих жилах течёт хоть капля казачьей крови, и неважно по какой линии она досталась человеку – по отцовской или по материнской.
Читайте наши статьи на Дзен