Фуражка: почему именно так называется этот армейский головной убор
Фуражек сегодня великое множество: как военных, так и гражданских (их еще называли картузами). Есть даже женские модные фуражки со всеми обязательными элементами – и околышек, и козырек. И порой встречаются цены в несколько сотен долларов, соответствующие высокой моде. Но изначально фуражка (или фуражная шляпа) была в России исключительно военным головным убором, произошедшим от кивера.
В киверах щеголяли солдаты и офицеры времен наполеоновских войн. В целом кивер на фуражку весьма похож и имеет в сущности ту же конструкцию, однако он намного выше. На парадах солдаты в киверах выглядели блестяще – головной убор делал их визуально выше ростом, особенно украшенный султаном. При Николае Первом некоторые кивера с султаном достигали в высоту 73,5 см. Но в полевых условиях высокий (а значит и довольно тяжелый) кивер был неудобен: все время сваливался, надо было поправлять, да еще и солдаты норовили набить внутрь какие-то припасы, снять кивер и маршировать без головного убора. Но ладно еще маршировать.
Вот работать в кивере или тоже высокой гренадерке, рыть окопы или мчаться на коне с приказом – вообще сущее наказание. Из-за этого постепенно высоту похожих на ведра киверов уменьшали, и в конце концов в начале ХХ века кивер вовсе заменили почти везде на фуражку. Причем носили и носят ее далеко не только фуражиры (бойцы, отряженные для сбора и хранения корма для военных лошадей). Это только на заре их появления это было так: в полевых условиях для различных работ надевали фуражки, отложив красивые и основные головные уборы (те же киверы). Отсюда и название этого головного убора. Кстати, от фуражных шапок произошли и пилотки, в начале 20 в. они появились в России.
Изначально фуражка появилась в Европе и России в конце XVIII в., при императоре Павле I. Но носили ее почти сто лет без козырьков. Это был нестроевой головной убор. Лишь в некоторых частях русской армии (велосипедных и драгунских) в 1890-е гг. ввели фуражки с козырьком привычного нам вида, объединив в них преимущества бескозырьковых фуражных шапок и эффектных киверов с козырьками. Но только с 1907 г., когда армию переодели в мундиры защитного цвета, фуражка с козырьком для офицеров и нижних чинов основной массы пеших частей стала обязательным головным убором. А бескозырки остались для матросов и старшин военно-морского флота. Сначала фуражки шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а затем – из сукна, чтобы носить их и зимой. Оставалась популярным головным убором (и особенно у офицеров) фуражка и в Красной армии, и в армии современной России. В советское время она даже стала обязательным парадным головным убором многих частей. Фуражки удобны во многих отношениях: они легки, имеют красивый и полезный козырек. На околыше и тулье можно разместить опознавательные знаки, кокарды.
Изначально они указывали на род войск, к которым принадлежал воин. Кроме того, наличие тульи (широких полей), закрепленной на околыше, позволяет голове меньше потеть в жару. Летом фуражки иногда снабжают белыми чехлами, тоже спасая так голову от перегрева. От таких сменных чехлов произошел потом обычный берет.
Размеры отдельных элементов фуражки, форма ее и способ ношения могут сильно меняться в зависимости от военной моды, часто устанавливаемой армейскими руководителями. Например, в Русской императорской армии нижние чины часто носили фуражки набекрень, как бы «залихватски» сдвинув, однако таким образом разместив кокарду, чтобы она при этом осталась в вертикальном положении, по линии носа. Потом эта мода прошла, и фуражки стали носить прямо. Какое-то время модными были фуражки с «мягкой» тульей, без армирующих элементов. А в 1990-е гг. пошла мода на «грачевки», фуражки с очень высокой тульей. Почему – непонятно, видимо, практических соображений тут не было, просто министру обороны России П. С. Грачеву так нравилось.
Сегодня удобный головной убор в армии снова стал несколько ниже (такие фуражки теперь называют еще иногда «шойгувками»), а вот у офицеров Росгвардии они высокие. И многие были благодарны Шойгу за то, что довольно большие фуражки-«аэродромы» ушли в прошлое. Старый, историчный, лаконичный и скромный фасон этого головного убора пользуется заслуженной любовью и напоминает о преемственности и приверженности традициям в русской армии даже во внешнем облике солдат и офицеров.
Читайте наши статьи на Дзен