Антикварии-иконники
Старинными вещами торговали всегда. Собиратели и перепродавцы существовали и в далекие века, когда антикварными считались вещи не XVII, а XV века, или даже более ранние. Но в те времена чаще всего этой отраслью коммерции занимались иконописцы и реставраторы религиозных предметов.
Хорошо разбираясь в образцах иконописи, различая их по школам и эпохам, антикварии объезжали глухие провинции, обычно поселения старообрядцев, выменивали и по дешевым ценам скупали «чки божии», то есть иконы.
Особо ценились ими иконы, пережившие века, написанные по старому уставу, или «переводу», многоликие, сюжетные, а главное – без заметных следов реставрации.
Для новичка-коллекционера здесь был непочатый край всяческих заблуждений, ошибок, переоценок при покупке, а вместе с тем и учения. Это и служило привлекательной доходной статьей для менее щепетильных антиквариев. Распознавать ценную иконопись подчас было и для специалистов делом нелегким.
Существовали к тому же целые артели профессионалов по выработке дубликатов, копий и подделок, писанных на старых досках, закопченных, хорошо покрытых темной олифой.
Надо было обладать большим опытом, чтобы найти и иногда просто угадать подлинную послойность, то есть наложенные один на другой слои красок, происходившие от стародавнего обычая поновлять икону, сдавать ее при потемнении для поправки мастеру. Такие поправки могли, ввиду оседавшей на живописи копоти от свечей и лампад, производиться не один раз в столетие. Например, на иконе XIV столетия могли быть записи и XV, и XVI, и XVII вв.
Этим хорошо пользовались фальсификаторы. На доске писали икону древнего образца, покрывали ее олифой, высушивали, подкапчивали, на этом слое делали второе изображение с такими же процедурами, на втором – третье и т.д. Когда икона была покрыта последним слоем темной олифы и хорошо выдержана в сухом помещении, делали в каком-нибудь месте расчистку, т.е. проскабливали до начального слоя настолько, чтобы был виден «древнейший» рисунок. В таком виде продавали ее коллекционеру.
Коллекционер попадался на удочку и не только приобретал новодел, но и поручал еще продавцу снять с нее послойность, довести до первоначального состояния. Вскрыв один слой, он приносил икону заказчику на просмотр. И уговаривал не расчищать дальше, « ведь и так хорошо». И раз за разом укреплял доверие клиента к покупке.
Насколько тонка была работа фальсификаторов, можно судить по случаю, описанному большим знатоком и специалистом иконописи Григорием Иосифовичем Чириковым.
— «Купил я раз в Мстере в сарае под грязью и копотью пять больших икон. Старые, насквозь их вижу, что не моложе четырнадцатого века, а привез в Москву, начал вскрывать – настоящая подделка. Так и смолчал… Стыдно было, что и меня накрыли…».
Однако были и те, кто годами не догадывался, что им продают подделки. Так, один из московских купцов начал коллекционировать древние иконы, причем по странной фантазии покупал их только с «мощевиками», то есть с врезанными в дерево, застекленными частицами мощей. Через короткое время у него было уже целое собрание хорошо сделанных фальсификаторов. Почти всех святых собрал этот меценат в свою коллекцию. Со временем конкуренты иконника, у которого купил все свои «подлинники» меценат, начали подсмеиваться над ним. И постепенно уверили в том, что он сделался жертвой ловкого обмана. А в качестве проверки порекомендовали ему заказать торговцу мощи Ильи-пророка, взятого, по библейскому преданию, живым на небо.
Так и сделал купец, потребовав от ничего не подозревавшего поставщика нетленные останки святого Ильи. Через неделю Мосолов принес не только икону с мощами, но даже с особой металлической коробочкой, в которой, по его словам и согласно ловко сделанной надписи, был запаян чудесно сохранившийся волос из бороды пророка. Вместо уплаты денег собиратель мощей вцепился в бороду торговца и выдрал из нее несколько клочьев. Дело это перешло в суд.
Современному человеку, привыкшему к антикварным рынкам и торговцам «стариной», сложно представить, что и много веков назад были такие же базары и антикварии. А, соответственно, были и подделки. Правда, для нас и подделка XVII века – это не просто документ прошлого, а подлинное произведение искусства.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен