Завещание старца Федора Кузьмича: что в нем было странного
Одной из самых загадочных фигур XIX века стал сибирский старец Федор Кузьмич. Обретя широкую известность еще при жизни, он имел личные контакты с высшим духовенством и членами императорской фамилии. В поведении старца было много странностей. Он не только обучал детей грамоте, истории и Слову Божьему в период своих скитаний, но и, по воспоминаниям современников, свободно говорил по-французски, что свидетельствовало о его благородном происхождении. А отец Георгий Белоусов утверждал, что старец Федор Кузьмич не причащался, потому как, по его собственным словам, он уже «был отпет». Народная молва утверждала – старец скрывает великую тайну…
Легенда об императоре Александре I
Слава старца Федора Кузьмича была вызвана не только его подвижничеством, но и легендой том, что внезапная смерть императора Александра I в Таганроге была инсценирована. Народная молва утверждала, что замученный совестью за причастность к убийству отца, Павла I, император не умер, а тайно покинул двор и отправился инкогнито в Киев, чтобы «жить во Христе и давать советы теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством». На основании этой легенды быстро распространился слух о том, что загадочный старец Федор Кузьмич и есть не кто иной, как удалившийся от мира Александр I.
Первое упоминание о Федоре Кузьмиче датировано 4 сентября 1836 года, когда он был задержан в Пермской губернии. На его спине были следы от ударов кнутом, документов он при себе не имел, так что, негодный по возрасту для солдатской службы, задержанный за бродяжничество был приговорен к ссылке в Сибирь. Прожив пять лет при Краснореченском винокуренном заводе в уединенной келье, Федор Кузьмич странствовал по деревням Мариинского уезда, просвещая местную детвору. К тому времени старец уже начал ассоциироваться в народе с императором Александром. Последующие 10 лет старец прожил в селе Зерцалы Белоярской станицы, а затем обосновался под Томском. В келью Федора Кузьмича начал наведываться епископ Иркутский Афанасий и епископ Томский Порфирий. Ряд исследователей утверждает даже, что в зашифрованной переписке с Федором Кузьмичом состоял сам Николай I. Навещал старца, среди прочих, и Лев Толстой. Писатель, правда, впоследствии отрицал, что старец и Александр I одно лицо.
Сам же Федор Кузьмич никогда не давал прямых ответов о своем происхождении, в то же время давая немало поводов для того, чтобы слухи укрепились. Например, особо отмечал день памяти Александра Невского – небесного покровителя покойного императора, рассказывал о войне 1812 года, вспоминал Аракчеева, Кутузова и Суворова.
После смерти старца в 1864 году вера в его царское происхождение только укрепилась. Жители села Зерцалы утверждали, что у них хранятся якобы оставленные старцем Киево-Печерский образ Богородицы и бумажный вензель в виде буквы «А» с короной над ней. А благодаря купцу Семену Хромову, у которого Федор Кузьмич жил последние годы, стали известны загадочные записки подвижника, которые тот якобы передал ему перед смертью. Первая записка имела следующие зашифрованные записи: «Видишили накакое васъ бѣзсловесие счастие слово изнѣсе» и «Но егда убо а молчатъ п нѣвозвѣщаютъ». Вторая записка состояла из цифр и букв и содержала информацию о дате и месте ссылки Федора Кузьмича. Различные расшифровки записок говорят как против, так и за версию о происхождении старца. Так, например, исследователь В.В. Барятинский расшифровал записки так: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»; «Но когда Александр молчит, то Павел не возвещает» (то есть, когда Александр хранит молчание, его не терзают угрызения совести из-за убийства отца); «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло». В то же время заключение графологической экспертизы, выполненной по приказу великого князя Николая Михайловича, отрицало, что записки написаны рукой Александра I. С 1909 года подлинники записок считаются пропавшими.
Вопрос остается открытым
Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, историки до сих пор так и не смогли. Никаких подлинных документов, содержащих сведения о Федоре Кузьмиче, за исключением материалов дела об аресте и ссылке в Сибирь, не сохранилось, а дошедшая до нас история болезни императора Александра, воспоминания его окружения и ряд официальных документов, подтверждающих его кончину Таганроге, значительно подрывают веру в легенду о старце. В то же время ни в советский период, ни сегодня серьезной научной проверки, способной подтвердить или опровергнуть легенду о Федоре Кузьмиче, не проводилось. Среди альтернативных версий о происхождении загадочного старца существует предположение, что подвижник, по церковному благословению, принял на себя искупление грехов покойного Александра I, чем и объяснялись некоторые особенности его поведения. В частности, этим можно объяснить и его возможные слова о том, что его «уже отпели».
Читайте наши статьи на Дзен