Какие русские фамилии появились благодаря оспе
Считается, что окончательно оспа была побеждена в 1970-х годах. Тогда же перестали делать и прививки от этого заболевания. Несмотря на то что заразная вирусная инфекция исчезла навсегда, постоянным напоминанием о ней служат довольно распространенные фамилии. И к ним относятся не только Рябов и Рябко.
Первый в роде Оспенных
Как утверждают В.Ф. Учайкин и О.В. Шамшева, авторы «Руководства по клинической вакцинологии», натуральная оспа, которая является особо опасной острой инфекцией, передаваемой вирусом рода Orthopoxvirus, существовала еще в III – I тысячелетиях до нашей эры в Египте, Китае и Индии. Затем вирус попал в Европу, а оттуда – в Америку. В России же оспа появилась в XVII веке. Как известно, в 1730 году от оспы скончался император Петр II, сменивший на престоле Екатерину I. Немало благородных особ погибло от этой болезни и за рубежом.
Нещадно косила оспа простых людей. Ни чума, ни холера, ни желтая лихорадка не имели такой степени распространенности, стойкости и таких последствий, как оспа. По данным Пола Оффита, автора издания «Смертельно опасный выбор. Чем борьба с прививками грозит нам всем», в общей сложности натуральная оспа унесла около 500 миллионов жизней. Однако в конце концов вакцина была найдена. Первой в России прививку от оспы сделала Екатерина II. Материал для прививки была взят у крестьянского мальчика, которому впоследствии были дарованы дворянский титул и фамилия Оспенный.
Последствия болезни
Однако представители дворянского рода Оспенных были далеко не единственными жителями России, которые были обязаны своей фамилией оспе. В то же время Оспенные оказались одними из немногих, кто обзавелся своеобразной фамилией благодаря своим заслугам. В большинстве своем русские фамилии связаны с ужасными последствиями заболевания. Как пишут Татьяна Ивашкова и другие авторы издания «Величайшие изобретения и открытия всех времен и народов», оспа, как правило, сопровождалась многочисленными осложнениями: пневмониями, менингитами и сепсисами, от которых люди и умирали.
На лицах же тех, кому все-таки удавалось выжить, оставались характерные рубцы. Если верить Игорю Зимину, автору книги «Врачи двора Его Императорского Величества, или Как лечили царскую семью», в те времена женщин, у которых никаких рубцов на лице не было, считали самыми красивыми, причем вне зависимости от внешних данных. Великосветские дамы, переболевшие оспой, очень стеснялись оспенных отметин и старались скрыть их под толстым слоем белил и румян. Однако особого эффекта такие меры не имели.
Оспенные клички и фамилии
Счастливчики, которым довелось перенести оспу и остаться в живых, зачастую получали за свою неприглядную внешность не слишком красивые прозвища. По утверждению Х. Вальтера и В.М. Мокиенко, авторов «Большого словаря русских прозвищ», в России обладателей оспенных рубцов именовали Шадриками или Шадрами. Дело в том что шадрой раньше называли или саму оспу, или след, который оставляла эта болезнь на теле человека. А в связи с тем, что русские фамилии произошли в массе своей именно от прозвищ, можно смело говорить о том, что кто-то из предков современных Шадриных переболел оспой.
По словам И.М. Ганжиной, автора издания «Словарь современных русских фамилий», с упомянутым термином, которым обозначали шрамы от оспы, связаны и фамилии Шадров, Шадрунов, Шатров, Щедренко, Щедрин, Щедров. Эти фамилии также восходят к прозвищам Шадра, Шадрой, Шадрун, Щедра и Щедрой. Особенностями внешности тех, кто перенес натуральную оспу, лингвисты объясняют и такие фамилии, как: Рябичев, Рябиченко, Рябкин, Рябко, Рябков, Рябов, Рябовский, Рябой, Рябский, Рябухин, Рябушкин и так далее. В основе перечисленных фамилий лежат прозвища, образованные от существительного «рябь» (рябое оспенное лицо).
Читайте наши статьи на Дзен