Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-11-19 19:10:39

Какие российские императоры имели право занять трон Норвегии

В полном перечне титулов Николая II был и такой: «наследник Норвежский». Откуда?

Гольштейн-Готторпы

С 1397 по 1905 год Норвегия не была независимым государством, а находилась в унии сначала, больше четырех веков, с Данией, потом (с 1814 года) со Швецией. Норвегия дважды в XIX и ХХ вв. становилась «выморочным» королевством, на корону которой можно было предъявлять претензии.

Однако титул наследника Норвежского впервые принял еще император Павел I (1796—1801) в конце XVIII века. Это было связано с принадлежностью его и последующих российских императоров к династии Гольштейн-Готторпов.

Наследник трона герцогов Гольштейн-Готторпов Карл Петер Ульрих, внук Петра Великого по матери, был в 1741 году тайно вывезен в Россию и провозглашен здесь наследником российского престола. В 1745 году он стал также владетельным герцогом Гольштейн-Готторпским, но на родине больше уже не бывал. В декабре 1761 года он вступил на российский престол под именем Петра III. После полугодового царствования был свергнут своей женой, начавшей царствовать в России под именем Екатерины II.

Гольштейн-Готторпский трон перешел к сыну Петра III и Екатерины II Павлу. Екатерина отстранила своего сына от власти и распоряжалась его наследственным достоянием даже после наступления его совершеннолетия. В 1773 году она отказалась за него от титула герцогов Гольштейн-Готторпских в пользу датского короля. Взамен Павел получил титул герцога Ольденбургского. В том же году Павел был вынужден, по требованию матери, отказаться и от него.

Герцогством Ольденбургским до 1773 года тоже владели датские короли, как после они же стали владеть Гольштейн-Готторпом. Павел считал, что его отказ от Гольштейн-Готторпа и Ольденбурга была произведен в обмен на объявление его наследником норвежской короны, до тех пор объединенной с короной датской. Но случая предъявить свои права на Норвегию Павлу не представилось.

Казус 1814 года

В начале XIX века Дания была вовлечена в бурные события наполеоновских войн. В 1807 году она заключила союз с Францией и потерпела в итоге поражение вместе с Наполеоном. Поскольку Швеция присоединилась к коалиции против Наполеона, то после войны она предъявила претензии на часть датских владений, в том числе на Норвегию. В январе 1814 года между Швецией и Данией был заключен мир в Киле. Дания отказалась от прав на Норвегию в пользу Швеции.

Однако при этом забыли спросить норвежцев. В мае 1814 года в Христиании, как тогда назывался Осло, местный парламент – стортинг – провозгласил королём Норвегии Фредерика-Кристиана, двоюродного брата датского короля Фредерика VI, бывшего также и наследником датского престола.

Ситуация в Норвегии стала одним из важных предметов обсуждения на Венском конгрессе европейских держав, устанавливавшем основы миропорядка после низвержения Наполеона. Российский император Александр I, взявший в свой титул из титула отца наименование наследника Норвежского, настаивал на том, что должны быть учтены и его права.

Тут следует заметить, что титул «наследника Норвежского» не означал претензий на немедленное вступление в права наследования. Ведь им не уточнялось, какой это по очереди наследник. Удовлетворив свои притязания за счёт передачи России большей части Польши, Александр не стал больше настаивать на немедленной реализации своих прав на Норвегию, хотя и не стал отказываться от титула.

Венский конгресс утвердил решения Кильского договора между Данией и Швецией. В Норвегию были посланы шведские войска, и в октябре 1814 года Фредерик-Кристиан без дальнейшего сопротивления отрёкся от норвежского престола.

Казус 1905 года

Интересным образом шведско-норвежская уния предоставила российским императорам дополнительные права на Норвегию. Дело в том, что ещё в 1809 году в Швеции произошла революция. Король Густав IV Адольф был свергнут, и новую династию основал бывший наполеоновский маршал Бернадотт, избранный шведским риксдагом. А Густав Адольф тоже принадлежал к Гольштейн-Готторпам, причём к их младшей линии, по отношению к линии российских императоров.

В 1877 году линия шведских Гольштейн-Готторпов пресеклась. Таким образом, российские императоры автоматически становились их наследниками.

В 1905 году отношения между Швецией и Норвегией достигли критической точки. Мирное движение норвежцев за независимость увенчалось успехом. На референдуме 13 августа подавляющее большинство норвежцев проголосовало за разрыв унии.

Встал вопрос о форме правления. Большинство политиков стояло на том, что Норвегии пристало быть конституционной монархией, как и соседним государствам. Вот тут-то российская дипломатия и напомнила о том, что русский царь имеет наследственное право на норвежский трон.

В тот период Россия у всей Европы ассоциировалась с «Кровавым воскресеньем», самодержавием, еврейскими погромами и тому подобными вещами. Норвежцы даже не рассматривали это предложение всерьёз. Но сам его факт послужил основой для многочисленных грязных карикатур в адрес Николая II. Да и по сей день норвежцы помнят об этих российских притязаниях, и сюжет об оккупации Норвегии Россией не столь давно даже лёг в сюжет одного норвежского кинофильма.

Норвежским королём был избран младший сын наследника датского престола, двоюродный брат Николая II (по матери царя – датской принцессе).

Если основываться на династическом праве, то у российских императоров или цесаревичей, начиная с Александра Павловича, более, чем у всех, было прав на замещение вакантного норвежского трона. Но в данном случае право избрания было поставлено выше права наследования. К тому же постоянно вмешивались международные отношения.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: