Принял ли католичество в Золотой Орде отец Александра Невского
В архиве Ватикана хранится письмо Римского папы Иннокентия IV к русскому великому князю Александру, прозванному Невским, от 22 января 1248 года. В нём Папа обещает Александру помощь Тевтонского Ордена против татар и выражает надежду, что Александр последует примеру своего отца, который, находясь у хана в Каракоруме, перед смертью согласился принять католическую веру. Истинно или ложно было это сообщение Папы?
Поездка Ярослава за ярлыком
В 1243 году хан Батый позвал великого князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, к себе в Сарай на поклон. За это Батый обещал воздать князю Ярославу великую честь, а за ослушание грозил повторить свой опустошительный поход по Руси. Ярослав поехал с двумя сыновьями – Константином и, по-видимому, Андреем. Александр в это время был, как и в предыдущие годы, когда он отметился победами на Неве (1240) и Чудском озере (1242), наместником в Великом Новгороде.
Батый был удовлетворён оказанной русским князем покорностью и дал ему ярлык на великое княжение Киевское и Владимирское. Но для утверждения полномочий князю Ярославу предстояло поехать вглубь Центральной Азии, в Каракорум, на поклон к великому хану Гуюку. Оставив, как требовал Батый, младшего сына Константина в заложниках в Сарае, Ярослав с Андреем поехал к Гуюку.
Путешествие было долгим. В Каракоруме Ярослав занемог. Вероятно, сказались тяготы пути, хотя популярна версия, что монголы его отравили. Но резона убивать его у хана не было (Карамзин считал эту басню совершенно недостоверной), если бы… Если бы Папа в письме к Александру не был прав, и Ярослав действительно не принял католичество, лелея тайный политический замысел по свержению господства монголов.
Христианство в Орде
30 сентября 1246 года Ярослав скончался. В это же время в Каракоруме находился папский легат Джованни Плано Карпини. В традициях политики Ватикана, Карпини старался завязать тесные отношения с новой могучей политической силой – Монгольской империей, и одновременно наметить возможную комбинацию для противодействия ей.
В монгольской столице было известно христианство, но в форме, считавшейся еретической как католиками, так и православными. Это было несторианство. Последователи епископа Нестория были осуждены на III Вселенском Соборе в 431 году. Спасаясь от преследований, они двинулись из Римской империи на Восток: в Персию, Индию, дошли до Китая. Несториане впервые ознакомили Восточную и Центральную Азию с христианством.
Православных священников в Каракоруме не было. Случайно, как видим, там оказался католический священник – папский посол. Возможно, что перед смертью Ярослав Всеволодович, за неимением никого лучшего, обратился за словом утешения к нему: всё-таки католик – не совсем еретик, в отличие от несторианина. А дальше уже неизвестно, о чём шёл разговор между ним и Карпини – тайна исповеди, как-никак, если Карпини с ним действительно беседовал.
Откуда Иннокентий IV мог узнать о переходе Ярослава Всеволодовича в католичество? Только от Карпини. Тот в конце 1246 года двинулся из столицы великого хана в обратный путь и через год вернулся в Рим.
Карпини по возвращении оказался вовлечён в споры из-за церковной юрисдикции и брошен в тюрьму. В тюрьме он написал «Историю монголов, коих мы называем татарами», впоследствии переведённую на многие языки и ставшую классикой. В ней Карпини говорит, что встречался в Каракоруме с русским великим князем Ярославом и его сыном. Однако ни словом не упоминает о том, что Ярослав принял католичество!
Отсюда легко заключить, что сообщая Александру Невскому о переходе его отца в католицизм во время пребывания в Орде, Папа Иннокентий IV выдавал желаемое за действительное.
Сближение Александра с Римом
Есть нюанс: Карпини писал свою «Историю монголов» уже после провала переговоров о присоединении Александра Невского к римско-католической церкви. В этих условиях ему, возможно, было неудобно упоминать о том, что он мог стать виновником неудавшейся попытки, когда сообщил о принятии католичества отцом Невского.
Как развивались события дальше? Когда письмо Папы было отправлено на Русь 22 января 1248 года, то Александр находился уже на пути в Сарай, куда его вызвал Батый. Тем не менее, каким-то образом Александр, по-видимому, ответил Папе, так как 15 сентября 1248 года датировано второе письмо Иннокентия IV Александру. Оно обнаруживает наличие благоприятного ответа на первое письмо. В частности, Александр Невский явно не отрицал перехода в католицизм своего отца, а также обещал построить во Пскове кафедральный католический храм.
В этом втором своём письме Папа извещал о намерении прислать к Александру своего легата – архиепископа Прусского – для переговоров о воссоединении церквей.
Следует учесть, что с 1204 по 1261 год в Константинополе не было православного патриарха. Это делало положение русской церкви в каноническом отношении довольно шатким и могло облегчить её подчинение папскому престолу.
Историк Антон Горский считает, что первое письмо Иннокентия Александр прочитал, будучи в Сарае, и там же ответил на него. Со вторым письмом он мог ознакомиться не раньше своего возвращения из Каракорума, куда тоже отправился вслед за братом Андреем. Оттуда на Русь князья вернулись не ранее конца 1249 года.
Русские источники сообщают, что в 1251 году к Александру в Новгород прибыли два папских легата с предложением соединения церквей, и что Александр резко отверг их домогательства. Очевидно, приезд легатов, как явствует из переписки, был согласован, а вот на самих переговорах что-то пошло не так.
Римский папа солгал
Антон Горский в своей книге «»Бещисленыя рати и великия труды… «: проблемы русской истории X-XV вв.» склоняется к выводу, что Иннокентий IV переоценил готовность Александра согласиться на подчинение русской церкви Ватикану в обмен на возможную помощь Тевтонского Ордена против татар. В этом сказалось, по мнению историка, непосредственное впечатление Невского от увиденной им мощи Монгольской империи и её непобедимого доселе войска. Ранее он давал Папе уклончивые ответы на его послания, которые в Ватикане интерпретировали в соответствии со своими ожиданиями. Воротившись же из Орды, Александр твёрдо решил, что все попытки сбросить власть монголов обречены на поражение. И, во всяком случае, не могут быть оплачены отречением от православной веры.
Однако эти весьма вероятные соображения не отвечают на вопрос: так произошёл ли переход отца Александра Невского в католицизм в последние недели жизни? Видится вполне возможным, что он мог возложить надежды на освобождение Руси от монгольских завоевателей на тесный церковно-политический союз с Западом и совершил означенный шаг.
Но никаких определённых подтверждений этому, кроме указания в письме Папы, преследовавшего совершенно определённую политическую цель, нет. Красноречиво выглядит молчание самого главного свидетеля того события, если бы оно действительно состоялось – папского легата Карпини. Следовательно, скорее всего, Папа лгал, а Ярослав Всеволодович умер православным.
Читайте наши статьи на Дзен