Царь Израильский: почему так называли Ивана Грозного
Иван IV (Грозный) в трехлетнем возрасте был благословлен на царство своим великим дедом, Василием Третьим. Памятуя славные дела деда и его мечты о могуществе России на всей земле, молодой, амбициозный царь начал своеобразный «ребрендинг» его идей. Венчавшись на царство в 1546 году митрополитом Макарием, Иван IV, на которого была возложена шапка Мономаха, стал в один ряд с римскими кесарями и обрел название помазанника Божиего.
Руководствуясь вектором «Москва — Третий Рим», он стал строить новое государство. Через несколько лет после воцарения Иван Грозный был признан Восточной Церковью Василевсом (Βασιλεύς), то есть поставлен в один ряд с византийскими императорами. Из письма канцелярии германского императора (переписка 16 века, первая половина): «…Московский великий князь самый могущественный государь в мире после турецкого султана и что от союза с великим князем всему христианскому миру получилось бы неизреченная польза и благополучие…»
По свидетельствам историков, сам он величал себя Царем Израильским. «Израиль» означало «Имеющий власть над силами», другие значения — «Принц Божий» и Избранный.
Известный современник царя, аристократ, русский боярин 16 века А. Курбский, пишет: «…За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?… Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий… Ныне же видел сановника,… погубившего уже сильных и благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать…» (речь идет о гонениях на бояр), называя Русь Израилем, а подданных Ивана Грозного — израильтянами.
Примечателен ответ Ивана Грозного, которого такое обращение к нему не только не смущает, но и, как видно, он считает его справедливым и само собой разумеющимся: «…Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?… А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,… то ты писал и говорил ложь… А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,… а не судьями и воеводами…» (переписка — Главный Исторический музей г. Москва).
Еще один эпизод в доказательство того, что Иван Грозный называл себя царем Израиля, а свою страну — Израилем и стремился построить в Москве Новый Иерусалим — «Казанская история» — так называемая Никоновская летопись. Отрывок рассказывает о победе над Казанским Ханством: Победа в исторических документах называется «обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима». В ее честь в самом центре столицы, на Красной площади Москвы, был возведен «Небесный Иерусалим» — Храм Василия Блаженного.
Идеи Небесного Иерусалима оказались актуальными и спустя много веков. Так, уже в наше время, в начале 21 века, в официальном ответе на вопрос корреспондента газеты «Аргументы и Факты» митрополит Владимир отвечает о Храме Василия Блаженного, как о Небесном Иерусалиме так: «…Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, — это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию — вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности. Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории…» Что говорить, раз идея пережила столетия, возможно, Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию — Израилем…
Читайте наши статьи на Дзен