Средневековое княжество Феодоро: что нужно знать о столице крымских готов
Грозные германские воители-готы, проживавшие в Крыму с III века нашей эры, являются одной из самых интересных этнических групп Таврики. Расселившиеся практически по всему побережью Крыма от Боспора и до Херсонеса (т. е. от современной Керчи до Севастополя), только в одном месте готы организовали самостоятельное княжество со столицей в городе Дорос (Феодоро или Мангуп).
Готы и загадочная страна Дори
В раннесредневековое время проживавшие в Крыму готы попадают в сферу военных интересов Византии. С их помощью наследники Римской империи — византийские императоры — стремились укрепить свое влияние в Таврике. С этой целью они привлекали живших в юго-западном Крыму варваров (прежде всего, готов и ираноязычных алан — предков современных осетинов) на военную службу в качестве союзников-федератов и возводили в стратегически важных районах укрепления. Особенно активизируется политика Византии в Крыму во время правления императора Юстиниана I (527—565 годы).
Важное сообщение о строительной деятельности Юстиниана в загадочной области Дори оставил византийский историк VI века н. э. Прокопий Кесарийский: «Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию… В этой стране император… укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов».
Среди ученых нет единого мнения о том, где именно в Крыму располагалась страна Дори. Наиболее аргументированной, пожалуй, выглядит гипотеза о том, что область Дори находилась в юго-западном Крыму и занимала территорию от Алушты (Алустона) и Лучистого до устья реки Черной и Балаклавы.
Город Дорос — Феодоро (Мангуп) — столица Крымской Готии
Не вызывает сомнений, что после строительства византийцами крепостей в юго-западном Крыму в VI веке значительно усиливает свои позиции христианство. На Мангупе, Эски-Кермене и, возможно, Чуфут-Кале строятся монументальные базилики, а среди местных готов и алан обретает популярность христианская символика. В VII веке в источниках впервые упоминается топоним «Дорас». Позднее расположенный неподалеку от Херсона крымский город Дорос (Дорас) упоминают византийские хрониcты Никифор и Феофан Исповедник. В настоящий момент подавляющее большинство исследователей отождествляет город Дорос-Дорас-Дорант, а также его позднесредневековый вариант — Феодоро — с городищем на плато горы Баба-Кая, ныне известном под названием Мангуп или Мангуп-Кале. Помимо чисто фонетического сходства (область Дори — город Дорас (Дорос) — Феодоро), на справедливость этого предположения указывают также и археологические и эпиграфические источники.
Крымская Готия в хазарскую эпоху
C усилением экспансии тюркских кочевников-хазар в юго-западный Крым в конце VIII века cитуация в Готии резко меняется. Об этом нам выразительно рассказывает важнейший средневековый документ «Житие Иоанна Готского». Согласно тексту этого источника, около 787 года хазары захватывают столицу Крымской Готии, крепость Дорос, и размещают там свой гарнизон. Местное население в ответ поднимает восстание, во главе которого стоят епископ Иоанн Готский, кир (владетель / господин) Готии и его архонты (старшины). Восставшим удается изгнать хазар. Далеко не все местное население поддержало восставших. Как следствие, жители одного из местных селений выдают епископа Иоанна хазарам; узнав об этом, на сторону хазарского правителя-кагана переходят и остальные восставшие. Каган решает пощадить правителя Готии, но казнит семнадцать его рабов. Епископ Иоанн заключается в темницу в городе Фуллы.
Крайне важен тот факт, что в тексте Жития не упоминается «страна Дори». Как явствует из источника, к этому периоду эта территория уже называлась «Готия», а ее правителем был независимый от Византии и хазар Господин-кир, чье имя нам не указывают. Таким образом, можно предположить, что с начала VIII века и до хазарского завоевания 787 года Готия в течение какого-то времени была фактически независима как от Византии, так и от хазар.
Темный «фемный» период в истории Крымской Готии
После подавления восстания Иоанна Готского в жизни Дороса и всей Крымской Готии наступает темный и малоизвестный «фемный» период: к середине IX века Византия создает в Крыму Херсонскую фему (округ), в которую включается также и зона «климатов», под которой следует понимать крепости юго-западного Крыма, т. е. фактически территорию Готии. Судя по найденной в Херсоне печати конца Х — начале XI веков, зона «климатов» действительно называлась «Готией». Резиденция византийского турмарха Готии была, вероятнее всего, в Доросе. Дорос и его окрестности вновь оказываются во власти византийцев. Несмотря на возврат Готии в состав византийских владений, по археологическим данным, в конце Х — начале XI века Дорос по не очень понятным причинам приходит в запустение. Этот этап в жизни Крымской Готии длится практически до второй половины XIV века.
Феодоро и Готия в XIV веке
История княжества Феодоро как независимого государственного образования начинается в XIV веке. В одном из итальянских документов 1381 года упоминается князь Феодоро по имени Аффендизи, а также его брат, внуки, люди и подданные. Таким образом, из этого документа однозначно и несомненно явствует, что княжество Феодоро фигурировало как самостоятельная политическая единица уже в 1381 году. К этому периоду запустевший в Х—XIII веках город Феодоро вновь возвращается к жизни. Об этом красноречиво свидетельствуют надпись на греческом языке 1361/1362 года, в которой говорится о постройке «башни верхнего города почтенной Пойки» и «восстановлении Феодоро вместе с Пойкой». В этой надписи нам крайне важно первое упоминание о городе Феодоро. Именно так — Феодоро — с XIV века стал называться средневековый Дорос, еще позднее переименованный в Мангуп.
Взлет княжества Феодоро в XV веке
В 1411 году в итальянских документах впервые упоминается имя феодоритского князя Алексея I, правившего, по всей видимости, до 1446 года. В его правление княжество Феодоро достигает своего расцвета. Границы княжества стали занимать значительную часть юго-западного Крыма, простираясь вдоль береговой линии от Херсона до Алушты, включая сам Херсон, крепости Каламиту (Инкерман) и Фуну, но исключая селения консульства Чембало (Балаклава) и территорию капитанства Готия, принадлежавшую генуэзцам. Именно во время правления князя Алексея сам город Феодоро-Мангуп приобретает известный нам по сей день архитектурный облик. На территории города в 1425 году возводится дворец европейского облика с башней-донжоном, строится здание крепости-цитадели и храма-октагона. К 1420-м фактически завершается формирование княжества Феодоро, нового феодального государства на территории юго-западного Крыма со всеми атрибутами государственности — геральдической символикой, границами, внешней политикой, династическими связями с другими государствами.
1475: падение княжества Феодоро
Турецкие войска подошли к стенам города Феодоро, к тому моменту уже известному также под названием «Мангуп», к июню-июлю 1475 года. Город был взят штурмом войсками под предводительством Гедик Ахмед-паши лишь в декабре 1475 года после затяжной шестимесячной осады. Защитники крепости отражали одну за одной атаки осман, пока нападающие не сделали вид, что уходят, оставив часть войск в засаде. Когда осажденные открыли ворота и начали выходить из крепости, чтобы пополнить запасы продовольствия, сидевшие в засаде янычары бросились в атаку и вторглись в крепость, убивая продолжавших отчаянно защищаться феодоритов. Судьба захваченного города была трагична. Как писал османский хронист Сад эд-Дин, воители ислама «обрушили дождь из тысячи бед, горе им [т. е. защитникам], на их головы, заставив их плавать в море крови, разорвав одеяние их жизней». Александр и другие члены правящей династии Феодоро были привезены в Стамбул и через какое-то время обезглавлены или задушены.
На этом закончилась история недолговечного взлета и падения княжества Феодоро как независимого политического образования в юго-западном Крыму, на территории которого проживало смешанное византийское, готское и аланское население.
Читайте наши статьи на Дзен