О чем спорят современные потомки царской семьи Романовых
Сегодня в мире живут несколько десятков потомков бывшей императорской династии Романовых. Многие из них даже не бывали на родине своих предков и не знают русского языка. Но часть Романовых все еще связывает свою судьбу с Россией, хотя никаких признаков возвращения самодержавия в нашей стране нет.
Кто они, нынешние Романовы
Сегодня все потомки Романовых – это продолжатели ветвей, зачинателями которых были сыновья российского императора Николая I – Александр, Константин, Николай и Михаил. Современная география расселения представителей рода Романовых чрезвычайно широка – Италия, Дания, Франция, Испания, Швейцария, США, Канада, Уругвай.
Среди потомков Романовых можно встретить немало известных людей. Так, кровь русской царской династии течет в жилах принца Филиппа, герцога Эдинбургского, мужа королевы Великобритании Елизаветы II. Его бабушка со стороны отца – дочка Великого князя Константина Николаевича, второго сына Николая I. ДНК принца Филиппа было использовано для идентификации останков расстрелянной в Екатеринбурге царской семьи.
В 1979 году в Швейцарии было зарегистрировано Объединение членов рода Романовых, одной из задач которого является воссоединение разбросанных по всему миру отпрысков династии. На сегодняшний день Объединение включает 38 человек. До 2016 года его главой был князь Дмитрий Романович Романов, правнук Великого князя Николая Николаевича Старшего, третьего сына Николая I. Так как Дмитрий Романович не имел детей (с его смертью эта ветвь угасла) с 2017 года Объединение возглавила Ольга Андреевна Романова, правнучка Великого князя Михаила Николаевича, четвертого сына Николая I.
Однако у Объединения членов рода Романовых есть конкурент в лице Российского Императорского Дома, главой которого является княгиня Мария Владимировна Романова, с начала 1990-х ведущая в России активную общественную жизнь. Она и ее сын Георгий Михайлович (претендующий на титул цесаревича) представители ветви, берущей свое начало от российского императора Александра II, старшего сына Николая I.
Путь домой
Князь Дмитрий Романович еще в 1992 году заявил, что представители Объединения членов рода Романовых приняли совместное решение не выдвигать к российским властям никаких требований о предоставлении особого статуса семье и уж тем более не предъявлять никаких претензий на трон. Княгиня Мария Владимировна также в свою очередь говорила, что не желает навязывать россиянам монархический строй и заниматься в России какой-либо политической деятельностью, но готова служить русскому народу используя исторический потенциал Императорского Дома.
А тем временем в самой России есть силы, которые не прочь вернуть в страну династию. Депутат заксобрания Ленинградской области Владимир Петров несколько лет назад направил послание членам рода Романовых, предлагая и Марии Владимировне, и Дмитрию Романовичу участвовать в государственных «церемониальных мероприятиях» и «стать символом сохранения традиций и национальной культуры».
По мнению депутата, возвращение на родину представителей царственной династии могло бы сгладить политические и общественные противоречия, которые существуют в России, а также выработать единое и целостное представление о различных исторических событиях и роли Романовых в становлении российской государственности. В качестве официальной резиденции царского семейства Петров предложил выделить один из дворцов Санкт-Петербурга или Крыма.
На подобные призывы отреагировал глава канцелярии Российского Императорского Дома Александр Закатов, который сообщил о готовности членов семьи Романовых к переезду в Россию. При этом он заметил, что княгиня Мария Владимировна рассматривает Императорский Дом как «историческую институцию», которая не претендует на политические полномочия. Закатов рассчитывает на широкую дискуссию по этому вопросу как российских властей, так и всех членов династии.
Реакция представителей Объединения членов рода Романовых на призыв вернуться в Россию неизвестна. Ольга Андреевна Романова нередко посещает свою историческую родину, активно участвуя в судьбе останков семьи Николая II (которому приходится внучатой племянницей), но все же ее основная общественная деятельность связана с Великобританией.
Кто на трон?
Самая большая проблема современных Романовых – это нерешенный вопрос династического права. Представители Объединения членов рода Романовых не признают таковое за Марией Владимировной. По их словам, согласно «Акту о престолонаследии» от 5 апреля 1797 года она не может наследовать престол при наличии наследников мужского пола (речь об Андрее Андреевиче Романове, на данный момент старшем живом потомке Александра III). Кроме того, Мария Владимировна не имеет права носить титул Великой княгини – ведь последняя Великая княгиня, Ольга Александровна, сестра Николая II, скончалась в 1960 году.
Есть еще одна загвоздка. В 1920-х годах вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга Александра III, не дала согласия на то, чтобы Кирилл Владимирович, дед Марии Владимировны, принял императорский титул. В свое время Кирилл женился на Виктории Мелите Саксен-Кобург-Готской, что сделало их брак скандальным. Во-первых, невеста приходилась жениху двоюродной сестрой, во-вторых, до этого она развелась с родным братом Александры Федоровны, супруги Николая II.
Существуют доводы и против главенства в династии представителей Объединения членов рода Романовых. Во-первых, все их ближайшие предки рождены от морганатических браков, во-вторых, они придерживаются республиканских взглядов, и в-третьих, они не выдвигали официальных претензий на престол. По словам Александра Закатова, главным аргументом не в пользу Объединения является то, что именно Марию Владимировну, как главу Российского Императорского Дома признает Русская Православная Церковь и все королевские семейства Европы.
Историки солидарны во мнении, что на данный момент не существует ни одного члена рода Романовых, кто мог бы безоговорочно претендовать на престол, пусть даже и символический. Если следовать закону о престолонаследии, то можно зайти в настоящий «монархический тупик», который не раз возникал в истории Российского государства. Единственно правильным решением вопроса гипотетического престолонаследования будет рассмотрение фактов во всей их совокупности.
Признать или нет?
Потомки Романовых не пришли к единому мнению и по вопросам признания останков семьи последнего российского императора Николая II. Последний раз эта тема поднималась в рамках царских дней в июле 2018 года. Так, Павел Куликовский-Романов, праправнук императора Александра III, был удовлетворен результатами деятельности Следственного комитета РФ, который признал останки всех членов царской семьи подлинными. Теперь он надеется, что и РПЦ примет по этому вопросу правильное решение.
А вот проживающая в Канаде Ольга Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича Куликовского-Романова, племянника Николая II, пока не склонна с этим соглашаться. Она расценивает выводы СКР больше как политические, нежели фактические. В частности, ее не убедила ДНК-экспертиза останков, обнаруженных в Поросёнковом логе под Екатеринбургом. «Анализ крови моего покойного мужа сходства не подтвердил», – заявила Ольга Куликовская-Романова.
В действительности, сделанные генетиком Евгением Рогаевым сравнительные исследования ДНК крови Тихона Куликовского-Романова и екатеринбургских останков, показали, что Тихон Николаевич и человек, представленный скелетом No4 (император Николай II) – ближайшие родственники. В целом данные экспертизы указывают на 98,5% совпадение останков членов царской семьи и генетических образцов, взятых у ныне живущих потомков Романовых. Результаты антропологической реконструкции лица по черепу подтверждают генетическую экспертизу.
Во многом опираясь на скептическое отношение некоторых ныне живущих представителей рода Романовых к официальному заявлению СКР о подлинности останков расстрелянной царской семьи, не спешат с выводами и в РПЦ. В Патриархии на это заявляют следующее: «если ученые и могут ошибаться, то Церковь на ошибку права не имеет».
Читайте наши статьи на Дзен