«Паровозная афера»: как большевики вывозили за рубеж золотой запас России
В начале 1920-х годов руководство Советского государства разместило за рубежом большую часть доставшегося ему золотого запаса Российской империи. Главные операции в этом направлении производил заместитель наркома иностранных дел РСФСР Максим Литвинов. Выведенные из России средства осели на секретных счетах партии.
Однако канал Литвинова был не единственным, по которому «рабоче-крестьянская» власть разбазаривала национальное достояние. Не менее четверти золотого запаса ушло с помощью железнодорожного инженера Юрия Ломоносова, специального уполномоченного Ленина за границей.
Инженер, сделавший Февральскую революцию
Ключевую роль в этой крупнейшей афере сыграл человек, о котором имеет смысл рассказать подробнее. Дворянин Юрий Ломоносов родился 1876 году в Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской губернии, получил хорошее техническое образование и уже в 1902 году стал профессором Киевского политехнического университета.
Он имел левые взгляды. Неизвестно, когда точно он вступил в партию большевиков, но во время Гражданской войны он считался числившимся в ней издавна. Во время революции 1905-1907 гг. Ломоносов состоял в Военно-технической организации РСДРП, возглавляемой инженером Леонидом Красиным. Военно-техническая организация занималась поставками оружия и других материалов для вооружения революционных боевиков и подготовки террористических актов.
Удивительно, но это сходило ему с рук в условиях царской России, хотя Департаменту полиции было прекрасно известно про подпольную деятельность Ломоносова. Более того, в 1912 году министр путей сообщения Сергей Рухлов, известный своим покровительством черносотенцам, назначил социал-демократа Ломоносова помощником начальника управления всех железных дорог России! Проработав в этой должности год, Ломоносов перешёл в Инженерный совет Министерства путей сообщения.
Там он и встретил Февральскую революцию, причём сыграл важную техническую роль в её победе. 27 февраля 1917 года он, вооружённый револьвером, явился в Министерство путей сообщения и приказал сотрудникам заблокировать движение эшелонов войск с фронта, направленных в Петроград для подавления революции. Он же дал ложные телеграммы о захвате пригородных станций «революционными отрядами», вследствие чего поезд с Николаем II был отправлен 1 марта в Псков, где на следующий день царя принудили отречься от престола.
Летом 1917 года Ломоносов по поручению Временного правительства выехал в США для заключения контрактов по закупке паровозов. Там он встретил события Октябрьской революции. Большевики оставили его в прежней должности. Более того, Ленин возложил на него дополнительные функции. В 1920 году по настоянию Ленина Ломоносову были присвоены права наркома РСФСР, причём он был обязан отчитываться только лично перед самим Ильичем.
Ломоносов продолжал жить в основном за границей. В советскую Россию он приезжал изредка за новыми поручениями. Его семья также жила за границей. В то время, когда от голода пухли миллионы русских крестьян, семейство Ломоносова давало роскошные приёмы и балы в своём доме в Берлине.
Под личным контролем Ленина
В марте 1920 года Совнарком по настоянию Ленина утвердил план закупки за границей 1000 паровозов. Выполнение поручения возлагалось на особо уполномоченного по железнодорожным делам Юрия Ломоносова.
В то время Советская республика испытывала острую нехватку подвижного состава. Множество локомотивов простаивало, так как их было негде и нечем чинить. Тем не менее, отечественные заводы обладали достаточными возможностями для восполнения нехватки паровозов.
Ещё более странным выглядел заказ 1000 паровозов у шведской фирмы «Нидквист и Хольм», которая выпускала не более 40 паровозов в год. При этом шведы сразу получали предоплату в золоте. А, например, американские промышленники предлагали поставку советской России 1000 паровозов в кредит с началом оплаты через три года после отгрузки первой партии.
На подозрительные обстоятельства паровозной сделки уже в 1922 году обратил внимание А.Н. Фролов в новом советском журнале «Экономист». Не зная всех обстоятельств, он отметил, однако, что республика заказала за границей паровозов втридорога, когда эти паровозы было выгоднее произвести у себя дома. По личному требованию Ленина журнал «Экономист» был закрыт после выхода двух номеров.
Как однофамилец великого учёного обокрал Республику Советов
В настоящее время обстоятельства «паровозной аферы» наиболее полно расследованы Александром Иголкиным в журнале «Новый исторический вестник» («Ленинский нарком: у истоков советской коррупции», 2004, №1). Хотя в ней остаётся ещё много неясного.
Общее количество истраченных на закупку паровозов средств в 1920-1923 гг. составило не менее 240 миллионов золотых рублей при общей стоимости золотого запаса страны в начале 1920 года 960 млн. рублей. Даже с учётом вдвое завышенной цены за каждый паровоз, техники было поставлено в РСФСР всего на 41 млн. рублей, после чего шведская сторона прекратила поставки, ссылаясь на невыполнение обязательств советской стороной. Условия контракта, подписанного Ломоносовым, не предусматривали в этом случае возвращение уплаченных авансов.
В годы, когда Советская республика страдала от жесточайшего голода, объемы средств, потраченных за закупку виртуальных паровозов, превысили суммы, отпущенные на закупку продовольствия за рубежом.
Шведская фирма служила лишь прикрытием для реализации русского золота за границей. Оно переплавлялось, причём на слитках ставилось клеймо Шведского Народного банка, и в таком виде пускалось на продажу в другие страны. Как можно судить по возмущённым телеграммам Литвинова и других советских функционеров, золото через посредство Ломоносова реализовывалось по ценам существенно ниже рыночных.
Чьим человеком был Юрий Ломоносов?
«Абсолютно уверенно можно утверждать, – пишет Иголкин, – что никто не позволил бы одному человеку украсть четверть золотого запаса страны. Что-то, и немало, к Ломоносову прилипло, но лишь потому, что дело было слишком тонкое и деликатное, и никакого контроля за ним доверить почему-то было нельзя ни Красину, ни даже Дзержинскому. Ломоносов выполнял прямые директивы Ленина».
Но учитывая, что после первого инсульта в мае 1922 года Ленин фактически перестал влиять на государственные дела, возникает вопрос: кто после этого продолжал покровительствовать Ломоносову «в верхах»?
«Паровозная афера» в 1922 году вызвала некоторый интерес ВЦИК и ГПУ. Но Ломоносов отделался всего лишь «выговором с опубликованием в печати». В 1927 году он окончательно переселился за границу и стал невозвращенцем. Скончался он никем не тревожимый в США в 1952 году.
Читайте наши статьи на Дзен